7 форм опасного детского поведения, которые должны встревожить любого родителя


Время от времени все дети устраивают родителям испытания для нервов, и это нормально. Но, если некоторые ситуации повторяются слишком часто, стоит заняться ими, чтобы они не выросли вместе с ребенком и не привели к очень неприятным последствиям. Специалисты также рассказывают, какие признаки должны вызвать тревогу у родителей.

Мы в AdMe.ru собрали 7 детских привычек, к которым нужно отнестись с особым вниманием, а при необходимости привлечь к их исправлению психолога.

Как понять, что проблема требует вмешательства?

Эти признаки означают, что ситуация не из тех, что решаются сами собой:

  • Поведение ребенка беспокоит вас месяц или больше.
  • Вы не контролируете происходящее.
  • От того, как ведет себя ребенок, страдают окружающие.
  • Поведение ребенка изменилось резко и без видимой причины. Например, если разговорчивая девочка с толпой подруг становится замкнутой и все время огрызается — это повод как минимум для серьезного разговора с ней.
  • У детей постарше страдает отношение к школе: падает успеваемость, случаются конфликты, иногда драки, начинаются опоздания и прогулы.
  • Появляются проблемы с питанием, сном, гигиеной.

Есть и другие моменты, к которым стоит присмотреться.

1. Неумение прощать

«Собака не захотела играть с сыном во дворе, потому что было жарко, а потом уснула».

Детей нужно научить выходить из конфликтных ситуаций. Вместо этого родители нередко учат всегда давать сдачу, хотя бы словами, притом что есть множество ситуаций, когда нужно отпустить негатив, чтобы потом не носить его в себе годами. Если же ребенок постоянно прокручивает в голове даже мелкие конфликты или старается обязательно отомстить обидчику — это тревожные звоночки.

Что делать?

Убедиться, что ребенок понимает, что такое «прощение» и в чем его смысл. Подать личный пример. Научить ребенка анализировать эмоции — свои и окружающих, чтобы понимать, почему случился конфликт. Объяснить, как можно выйти из неприятной ситуации.

2. Отказ от ответственности

«В детстве мой старший брат периодически сваливал на меня свои косяки, а чтобы я не настучала, говорил, что ябед в приют сдают. В общем, он настолько вошел во вкус, что свалил на меня „смерть“ телевизора, который он уронил и разбил. Вот только это случилось, когда родители уехали меня из больницы забирать. А я настолько привыкла брать вину на себя, что все подтвердила. Всыпали ему знатно, еще и за прошлые разы добавили», — рассказала одна из участниц сообщества «Подслушано».

А теперь представьте, что это взрослый, который сваливает вину за любую неудачу на окружающих, но уже на работе.

Что делать?

С детства приучать ребенка к ответственности, постепенно расширяя ее границы. Обсуждать с ним проблемы. Продуманно подходить к наказаниям за проступки, обязательно разбираться в их причинах. Составить четкие правила поведения и придерживаться их.

3. Чрезмерное упрямство

«Она сделала это со своими волосами специально. На распутывание ушло два с лишним часа».

Умение настоять на своем — хорошая черта, если при этом человек понимает, что иногда нужно идти на компромиссы, и может это делать. Это умение можно и нужно развивать именно в детстве, потом научиться ему будет намного сложнее.

Что делать?

Разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится. Научить ребенка понимать свои и чужие эмоции и мотивы. Обозначить четкие границы «можно» и «нельзя». Не поддаваться на провокации. Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов. Говорить спокойно, понятно, недвусмысленно: «Сладости будут только после того, как съешь суп» вместо «Ты же перебьешь кексом аппетит». По возможности идти на компромиссы.

4. Манипулирование

Этот ребенок забрался туда и стал звать папу на весь магазин.

Иногда дети пытаются манипулировать очень прямо, например, устраивая истерику в магазине, иногда — намного более тонкими действиями. Результат один — окружающие делают то, что от них хотят, порой против своей воли. Но ребенку нужно понять, что на этом фундаменте не получится построить здоровые отношения ни с семьей, ни с друзьями, ни с кем-либо еще.

Что делать?

Научиться отличать капризы и истерики, направленные на получение желаемого, от реакций на то, что действительно беспокоит ребенка. Давать ребенку достаточно своего внимания — часто манипуляции появляются, когда не хватает общения с родителями. Реагировать на такое поведение спокойно, без криков и угроз — это сложно, но иначе результата не будет.

5. Страх перемен

Помните, как Шелдон Купер повторял, что на его стороне дивана может сидеть только он? Для младенца следование заведенным порядкам очень важно, но в возрасте постарше ребенку нужно привыкнуть к переменам и научиться принимать их. В современном мире с его порой бешеным темпом жизни чрезмерный консерватизм может привести к серьезным последствиям. Если ребенок уже ходит в детский сад, но устраивает истерику из-за неправильного порядка карандашей в коробке, стоит серьезно заняться этим.

Что делать?

Обратная сторона страха — любопытство, поэтому стоит заранее рассказывать ребенку, что его ждет. Контролировать свои эмоции, следить за собой во время рассказа — дети с легкостью считывают язык тела и легко подхватят ваше волнение. Найти ему компанию: ребенку часто проще сделать что-то вместе с другом, чем одному. Говорить о чувствах ребенка, чтобы он знал — его услышали и поняли. Отнестись с пониманием, ведь то, что кажется нам мелочью, для ребенка очень важно — просто вспомните собственное волнение перед, например, экзаменом или выступлением.

6. Необдуманные действия

«Сын моих друзей добрался до кладовки».

Детская непосредственность кажется милой, пока ребенок не ставит горячую сковородку на пластиковый поднос или не пачкает новые брюки в первой же луже, потому что «захотелось прыгнуть». Такие дети говорят и делают первое, что придет в голову, не задумываясь о результатах, и это может обернуться неприятностями не только для них. В таких случаях родителям нужно научить детей заранее оценивать последствия собственных действий.

Что делать?

Сохранять спокойствие. Узнавать, почему ребенок поступил именно так, и разбирать с ним ситуацию. Научить ребенка анализировать собственные эмоции. Пусть ребенок исправит последствия своего поступка или хотя бы попытается. Говоря ребенку, что необходимо сделать, нужно просить его повторить указание, чтобы он точно запомнил его. Учить ребенка самоконтролю, например, через игры вроде «Съедобное-несъедобное». Установить четкие правила, особенно для случаев, когда импульсивное поведение мешает ребенку, и хвалить, если ему удается следовать им.

7. Неспособность адекватно развлечь себя

Детский психолог Катерина Мурашова однажды провела эксперимент. Она предложила 68 подросткам в возрасте от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с собой, без гаджетов и общения с другими людьми. Справились всего 3 подростка, причем все остальные почувствовали себя плохо.

Многие малыши не умеют занять себя, и это нормально. Но ребенку постарше нужно научиться самодостаточности. Если же этого навыка нет, ребенок не сможет сосредоточиться на собственных ощущениях, потому что будет все время отвлекаться на «внешний шум» и не услышит самого себя. Взрослые, которые не знают, чего хотят, и паникуют, если телефон разрядился, вырастают из таких детей.

Что делать?

Общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе. Установить ограничения на пользование гаджетами. Научить понимать, что ему нравится, а что нет, в том числе в себе. Помочь найти интересы, не связанные с гаджетами.

Если вы не можете справиться самостоятельно

«У моего 10-летнего сына обсессивно-компульсивное расстройство, и он потихоньку собирает это».

Обратитесь к психологу. Это будет значить только то, что вам не все равно, что происходит в семье, с вашими близкими, и что вы хотите получить помощь квалифицированного специалиста. Это разумное поведение взрослого человека, так что стесняться не стоит. К тому же одну и ту же деструктивную привычку у разных детей могут вызвать самые разные причины, а самостоятельно поставленные диагнозы в области психики часто оказываются неправильными.

А вы сталкивались с такими проблемами? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с ними.

Источник: fromua.news

Ähnliche Seiten

  • Я ЛЮБЛЮ НАУКУ

    Medien- und Nachrichtenunternehmen

  • Фитнес для мозга

    Nachrichten- und Medienseite

  • Так Просто

    Bildungswebseite

  • Эй, мир!Ты прекрасен!

    Medien- und Nachrichtenunternehmen

  • National Geographic Россия

    Medien- und Nachrichtenunternehmen

  • Интересно

    Zeitschrift

  • Boom.ms

    Kunst und Unterhaltung

  • Психология Psychologies

    Zeitschrift

  • Бери и делай: Женские хитрости

    Kunst und Unterhaltung

  • Узнал сам — расскажи другому

    Medien- und Nachrichtenunternehmen

  • Ты восхитительна

    Medien- und Nachrichtenunternehmen

  • Lifehacker.ru

    Website

Aktueller Beitrag der Seite

AdMe.ru

Heute um 05:05

Как я отказался от карьеры в авиации и журналистике ради низкооплачиваемой работы и дела всей своей жизни:

AdMe.ru

Heute um 04:25

10 беспощадных законов жизни, которые люди понимают только после 30 лет: bit.ly/2PnGvT0

AdMe.ru

Heute um 04:05

5 наглядных статей расходов, которые доказывают, что работать из дома не всегда выгоднее:

Источник: apps.facebook.com

Экологичное родительство: Дети способны «пробивать» даже самые прочные границы. Родители, которые сами были травмированными детьми, иногда избегают устанавливать границы, считая это проявлением «жестокости» по отношению к своим детям.

Иллюзия молодых родителей

«Я ни за что не поступлю со своими детьми так, как поступали со мной мои родители!». Эта жизнеутверждающая фраза — одна из самых больших иллюзий начинающих родителей.

Неужели никому не удается избежать повторения ошибок своих родителей? Есть ли те, кто становится совершенно другим родителем, отличным от его собственного отца или матери? Или каждый обречен повторять неработающие образцы поведения тех, кто нас вырастил?

Не стать таким родителем, от которого страдал взрослый ребенок в детстве, — задача непростая. Часто выросшие дети в попытке не повторять ошибок собственных родителей прибегают к противоположной крайности.

©Надежда Шибина

Например, дочь, страдавшая от авторитарности своей матери, помня собственную детскую травму, может прибегнуть к излишней мягкости и попустительству, ситуации, когда ей будет крайне сложно запрещать что-либо своему ребенку. К сожалению, такой подход не является выходом из ситуации, ведь отказываясь от одной неработающей модели, человек выбирает другую, не более эффективную.

Иногда может показаться, что человек обречен вести себя тем или иным образом. Вполне возможно, это правда, ведь наш мозг склонен воспринимать реальность определенным образом.

Тем не менее, изменение родительских образцов – важнейшая составляющая эволюции человека. Образцы поведения родителей изменялись на протяжении веков, в современном мире отцы и матери не ведут себя со своими детьми так, как вели себя родители пять или десять веков назад.

Что же необходимо сделать человеку, желающему изменить негативные образцы поведения, заложенные его родителями?

Прежде всего, необходимо осознать, какие именно механизмы, унаследованные от родителей, он хотел бы изменить. Осознанный выбор поведения – главный ключ к изменению негативных автоматических реакций. Это значит, что, когда человеку захочется автоматически, по привычке повысить голос или ударить своего ребенка в ответ на его проступок, ему будет необходимо сделать над собой усилие, сдержаться, успокоиться, а затем подумать, откуда у него такая реакция.

Является ли она тем способом действия, который был унаследован от собственного родителя? Контролировать свои импульсы в стрессовом состоянии – крайне нелегко, здесь необходима высокая мотивация и потребность в изменениях.

Дети, пережившие травму в семье, убеждены, что никогда ни при каких обстоятельствах не поступят таким же образом с собственными детьми. И это может быть правдой, но, к сожалению, как правило, лишь до определенного момента.

Так, обычно спокойный отец, который в детстве подвергался физическому насилию со стороны своего отца, не контролируя себя в стрессовой ситуации (например, разозлившись на ребенка), сам не понимая, что он делает, хватается за ремень. До этого эпизода ему казалось, что он прекратил порочный круг насилия в семье. Но вспышка ярости сделала его очень похожим на того человека, от которого он сам страдал в детстве.

Разумеется, есть и те, кому удается сдерживаться в самых сильных негативных проявлениях образцов, унаследованных у родителей. Однако, есть другие паттерны и привычки, которые остаются тогда, когда остальные преодолены.

Например, ребенок критикующего родителя, который прибегал к физическому насилию, отказывается от физических «мер воспитания», но наследует привычку критиковать. Как правило, такие вещи не замечаются и в полной мере не осознаются, поэтому первым шагом на пути избавления от негативных паттернов поведения является осознание проблемы.

Рассмотрим 7 основных неработающих образцов поведения, свойственных родителям.

Излишняя забота.

Излишняя забота родителей «сообщает» детям, что они несамостоятельные и не смогут справиться с собственной жизнью без помощи родителей.

Задача родителя – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, помочь ему выработать уверенность в себе и здоровую самооценку; качества, которые способствуют успеху во взрослой жизни.

Отдаление.

Травмированные дети склонны отдаляться от родителей, которые заставляют их страдать. К сожалению, неспособность строить близкие отношения может отразиться и на отношениях с собственным ребенком. В такой ситуации родителю сложно наслаждаться жизнью, быть здесь и сейчас, быть в контакте со своим ребенком.

Невозможность устанавливать границы. 

Дети способны «пробивать» даже самые прочные границы. Родители, которые сами были травмированными детьми, иногда избегают устанавливать границы, считая это проявлением «жестокости» по отношению к своим детям.

Часто бурная реакция детей, открытое выражение агрессии пугает родителей. Но как бы не вели себя дети, родители не должны капитулировать под их нажимом. Любому ребенку нужны границы, чтобы чувствовать себя в безопасности. Задача родителей – устоять и настоять на разумных правилах.

Недоверие.

Взрослый ребенок травмированных родителей нередко имеет проблемы с доверием, ведь из своей родительской семьи он вынес прямо противоположный урок: «Не доверяй!».

Такие родители склонны не доверять и своим детям, часто они видят скрытые мотивы своих детей даже там, где их нет. Родители, не умеющие доверять, склонны чрезмерно реагировать на ложь ребенка, не понимая, что своим поведением они сами толкают своих детей на вранье.

Научившись доверять, родитель демонстрирует своему ребенку, что доверять может быть безопасно. Важно показать ребенку, что ему доверяют, а значит, принимают его.

Потеря контроля.

Родитель не хочет кричать, но кричит. Он не хочет быть в ярости, но он просто вне себя. Человек перестает контролировать себя, когда его внутренний ребенок оказывается в опасной для себя ситуации. Вернуть себе контроль над собственными эмоциями – сложная, но необходимая задача. К сожалению, к тому моменту, когда родитель приходит в себя, он уже успел совершить ошибку.

Извинения – безусловно полезная вещь, но лучшее средство все-таки предотвращение подобных ситуаций. Внутренний диалог с собой, понимание собственных чувств помогают сдержаться и уберечь себя от ошибок.

Передача негативного опыта.

Даже отказавшись от модели поведения собственных родителей, не проработав травматический опыт, родитель может передать свои негативные подсознательные установки и действия своим детям.

Дети травмированных родителей могут копировать поведение жертвы, потому что родители передали им установку, что они не в силах ничего изменить, что выражать эмоции – небезопасно, что контроль – лучший способ защиты. Показателем, что дети унаследовали негативные установки от своих родителей, является, например, тревожность.

Чрезмерное чувство вины.

Правда в том, что далеко не все чувствуют себя уверенно в роли родителя. Не все знают, правильно ли они ведут себя со своим ребенком или нет. Но родители, пережившие травму в детстве, склонны думать, что они самые худшие родители в мире.

Они постоянно испытывают чувство вины перед своим ребенком, возможно, это прямое следствие того, что их собственные родители убедили их, что все, что происходит «не так», — это их вина. Часто, пытаясь заглушить в себе чувство вины, мать или отец «подкупает» ребенка подарками с целью быть хорошим родителем в глазах сына или дочери.

Нет никакой «волшебной таблетки». Нет простых решений. В каждом человеке заложены позитивные или негативные образцы поведения, вынесенные из его родительской семьи. Изменение негативных установок – процесс медленный. Он требует высокого уровня осознанности, ведь первый шаг к любым изменениям – это осознание проблемы.

Если дети уже переняли от родителей некоторые негативные паттерны, им предстоит меняться вместе со своими родителями, которые решили изменить свои негативные установки. Для детей данный процесс, как правило, проходит легче, чем для взрослых.опубликовано econet.ru

©Elisabeth Corey, перевод Маргарита Елисеева

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: econet.ru

Порой каждый родитель замечает, что в его ребенке поселилось существо, созданное для испытания нервов. Это факт является абсолютно нормальным, более того, естественным, ведь на протяжении своего взросления дети проявляют себя, анализируют свои возможности. Но стоит забить тревогу в том случае, когда стрессовые ситуации проявляются слишком часто. Необходимо срочно заняться разрешением данного вопроса, чтобы в дальнейшем его последствия не привели к негативным результатам.

Ниже перечислены некоторые признаки того поведения по мнению специалистов, которые должны вызвать тревогу у родителей. С целью исправления негативных качеств в характере ребенка рекомендуется обратиться к психологам, но также можно воспользоваться несколькими советами.

Как оценить уровень проблемы? Когда необходимо вмешиваться в ее разрешение?

В перечень тревожных признаков следует отнести те, которые не разрешаются сами собой. То есть, они не зависят от кратковременных обстоятельств или настроения:

  • Поведение ребенка не меняется в течение продолжительного времени, от месяца и более.
  • Родители не способны регулировать происходящие изменения в ребенке.
  • От действий ребенка могут пострадать окружающие его люди.
  • Резкие изменения в поведении ребенка, например, активный ребенок проявляет пассивность в обществе и становится агрессивным. Этот случай является причиной, по крайней мере, продолжительной беседы с ним.
  • У детей школьного возраста может снизиться успеваемость, случаются столкновения с одноклассниками, споры, перерастающие в драки, прогулы.
  • Возникают проблемы с гигиеной и питанием, нормальным сном и здоровым образом жизни в целом.

Это далеко не полный перечень особенностей поведения ребенка, на которое должны родители обратить внимание. Каждый случай индивидуален, так как является следствием определенных обстоятельств. Ниже мы постараемся детально проанализировать некоторые случаи, связанные с поведением детей.

Неумение прощать

Родители должны приучить детей находить выход из спорных ситуаций. Хотя в нередких случаях, особенно папа, настаивает на сдаче в ответ на обиду. Это может быть как устная защита, так и физическая. Если ребенок регулярно продумывает в своей голове моменты, в которых его обидели, ищет способы отомстить, то это является первыми признаками того, что он нуждается в поддержке.

Что могут сделать родители в подобных ситуациях?

Прежде всего, важно удостовериться, что ребенок понимает значение слова «прощение» и готов его использовать. Родители должны собственным примером показывать, что не стоит копить в себе обиду и злость, следует отпускать негативные ситуации. Важно научить ребенка систематизировать свои настроения и впечатления, анализировать манеру поведения окружающих. Это поможет разобраться в том, кто же на самом деле был прав и по какой причине произошел конфликт. Родители могут подсказать наилучший способ выхода из сложившихся обстоятельств.

Отвержение обязательств

Хороший пример: взрослый человек скидывает свою провинность на тех, кому ему удобно. Такие же ситуации массово встречаются у детей.

Как действовать в этой ситуации?

Важно с малых лет взращивать в ребенке ответственность, шаг за шагом увеличивая поле деятельности. Родителям следует обсуждать конфликтные ситуации с детьми. Детально обговаривать их и ориентироваться в их сущности. Главное, обсудить точный статут, определить границы возможного и запрещенного, и соблюдать их.

Несговорчивый характер

Упрямство относится к одному из самых сложных черт характера, с которым приходится сталкиваться психологам. Конечно, настоять на своем, аргументировано объяснить свою точку зрения, поиск компромиссов – это прекрасно. Хуже, когда ребенок своим упрямством желает просто достичь своей цели. Работа с борьбой с упрямством должна начинаться уже в детстве, а с возрастом развивать это умение. Упустив момент в детстве, исправить все будет сложнее.

Что делать?

Родителям нужно прислушаться к ребенку, его чувствам и эмоциям, выяснить, что является источником упрямства. Основной задачей является понимание эмоций и мотивов поведения. Мама и папа обозначают границы вседозволенности ребенка, что можно делать, что нельзя. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации: упрашивание, споры, продолжительные объяснения, попытки пристыдить. Родитель должен спокойно и понятно проговорить свои требования, а по возможности пойти на компромисс.

Метод манипулирования

Манипуляция – это способ руководства людьми. Чаще всего это заметно в магазинах, особенно магазинах игрушек. Дети начинают неистово просить понравившуюся безделушку, а если родители отказываются ее приобрести, то начинают кричать и привлекать взгляды окружающих. Родителям становится неудобно за происходящее, и они торопятся скорее исполнить просьбу малыша. Да, на короткий период времени результат просьбы со стороны малыша разрешается благополучно. Но малышу следует донести, что невозможно на подобных взаимоотношениях создать здоровую связь между родственниками, друзьями, любимым человеком.

Что делать?

Родителям следует отличать капризы, которые направлены на приобретении вожделенного, от тех реакций, которые на самом деле тревожат ребенка. Реагировать на данную ситуацию следует без острастки, спокойно, иначе результат окажется нулевым.

Страх перемен

Для детей младшего возраста чрезвычайно важно следовать заведенному порядку. Например, кушать из любимой посуды, пить понравившийся напиток и так далее. Но с возрастом ребенку следует привыкать к изменениям, стараться их адекватно воспринимать. Проблема в том, что в теперешнем мире, с его частыми переменами, консервативные взгляды могут ввести человека в депрессию. Если малыш посещает детсад, но провоцирует скандал по причине выбранного нового пути в заведение, то стоит задуматься над его психическим состоянием.

Что делать?

Другим краем опасений является обычное любопытство. Чтобы расположить ребенка к новым открытиям, можно рассказывает ему о том, что его может ожидать. Во время беседы родителям следует обращать внимание на эмоциональное состояние малыша, а также контролировать свои чувства, так как ребенок быстро исчисляет язык тела и смятение. Важно проговаривать вслух чувства, чтобы он знал, что его слышат и понимают. Даже обычная мелочь для взрослого человека может оказаться значительным событием в жизни ребенка. К подобным обстоятельствам можно отнести экзамены, туристическую поездку, вечеринку и многое другое.

Необдуманные действия

Под детской непосредственностью подразумеваются такие действия как пачкание новых брюк по той причине, что заблагорассудилось прыгнуть в лужу, раскрашивание стен, потому что был такой порыв. Дети делают то, что первое пришло им в голову, не размышляя о последствиях. Задача отца с матерью – приучить детей правильно расценивать свои силы, беречь вещи, продумывать последствия собственных действий.

Что делать?

Маме и папе психологи рекомендуют сохранять спокойствие, проанализировать произошедшее, подумать, почему ребенок поступил именно так. Важно научить ребенка понимать собственные эмоции, контролировать их, исправлять последствия содеянного или хотя бы сделать попытку к этому.

Неумение развлекать себя правильно

Многие дети не способны развлечь себя самостоятельно, без использования гаджетов. Подобная ситуация стала настоящей проблемой для современных людей. Психологами был проведен интересный эксперимент. Суть его состояла в том, что детям в возрасте 12-18 лет необходимо было провести 8 часов без телефонов и компьютера. Как оказалось, задача была по силам лишь трем из 68 подростков. Остальные плохо себя чувствовали, были раздражительны и не могли дождаться окончания эксперимента.

Учеными доказан тот факт, что дети не способны развлечь себя самостоятельно. Если в младшем возрасте это считается нормальным, то в школьном и старшем возрасте детям необходимо научиться самостоятельности. Если у ребенка отсутствует данный навык, то он не сможет услышать самого себя, не сможет прислушаться к ощущениям и мыслям. Взрослые, которые теряются, если у смартфона села батарейка, вырастают именно из таких детей.

Что делать?

С ребенком нужно общаться как можно чаще, и с пользой для обеих сторон. Затем важно установить границы зоны использования гаджетов. Ребенок должен прояснить для себя, что его привлекает, научиться прислушиваться к себе. Также ценным советом является поиск увлечения, которое не связано с использованием гаджета.

Если справиться с проблемой самостоятельно сложно, то следует обратиться к специалистам. Не стоит бояться помощи, исходящей от психологов. Более того, каждая ситуация индивидуальная, различные обстоятельства способны вызвать деструктивную привычку.

Источник: iqclub.ru

02.08.2018 | 08:34 | Joinfo.ua

Воспитание ребёнка – довольно сложная работа. Ведь слишком легко можно пропустить закладку чего-то, что в последствии сильно осложнит его жизнь. Вот только для этого нужно быть либо очень внимательными, либо реально хорошими психологами.

Либо знать, на что именно следует обращать внимание, и чуть что – вести ребёнка к тем самым внимательным хорошим психологам для коррекции. И лучше это делать именно в детстве, поскольку, когда психика уже сформируется, что-то менять в ней станет намного сложнее. Так что Joinfo.ua сейчас расскажет вам. На какие характерные признаки возможных нарушений поведения следует обратить особое внимание.

Неумение прощать

Перерастающая в мстительность и злопамятность. Качества, не слишком полезные во взрослом возрасте. Конечно, ребёнок должен уметь отстаивать свои желание и точку зрения, но не в настолько радикальной форме, чтобы мстить даже тогда, когда ситуация уже утратила свою актуальность.

Безответственность

Категорическое нежелание отвечать не только за кого-то другого, но и за себя. У таких детей всегда виноват «кто-то другой». Даже скамейка может быть виновата в том, что ребёнок об неё споткнулся. А во взрослом возрасте эта безответственность только масштабнее становится. И заставляет не работать над собой, а выискивать «внешних врагов».

Упрямство

Умение отстаивать свою точку зрения – крайне полезная вещь. Но только если эта точка хоть как-то обоснована. А банальное «потому что я так хочу» – это аргумент, который далеко не всегда работает. Впрочем, если ребёнок научится логически аргументировать своё неделание или желание что-то делать, то всё хорошо. Упрямство, превращённое в принципиальность – это совсем другое дело.

Манипулятивное поведение

Дети очень рано понимают, что других можно заставлять делать так, как хочется им, причём не прикладывая особых усилий. Плач и истерики действуют на родителей замечательно, поскольку цепляют у них болезненную мысль «Может быть я – плохая мать?». Ведь у хороших матерей дети не плачут, нет. Так вот, ничего подобного. Если ребёнок пытается манипулировать окружающими – это отличный повод таки познакомить его с хорошим детским психологом.

Боязнь перемен

Дети легко приучаются действовать, жить и даже мыслить по шаблонам. И любое отклонение от этого шаблона может вызывать искреннее неприятие и даже страх. И если с этим не работать, то в будущем оно проявится в форме невроза навязчивых состояний.

Немотивированное поведение

Дети много делают «просто так», не задумываясь о последствиях. Нет, они уже имеют некоторое представление о причинно-следственных связях, но надеются, что всё обойдётся. Поэтому они активно нарушают даже категорические запреты, типа игры со спичками и электрическими розетками.

Неспособность себя занять

Если современного ребёнка лишить электронных гаджетов, то в 7 случаях из 10 он не сможет найти, чем себя занять. Даже чтение обычных книг почему-то уже не считается ими за развлечение. Кроме того, дети более старшего возраста не способны сколь либо долгое время находится в одиночестве и изоляции. А это уже проявление конкретной зависимости от чего-либо, с которой уже нужно работать психологам.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, как воспитывает своих детей Британская королевская семья. Уж там-то детям реально приходится сложно, поскольку из них с самого детства растят человека, соответствующего определённым рамкам поведения.

Источник: joinfo.ua

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

  Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

  Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

  Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

  С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15-20 баллов.

Средняя — 7-14 баллов.

Низкая — 1-6 баллов.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ОБЩЕНИИ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: Бабушку лучше не слушай!»)

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

6. По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

7. Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

8. Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

9. Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

10. Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия — после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

   Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни в детском саду, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т. о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.

  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось…»

  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.

  Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Источник: upk7brest.schools.by