Что должен уметь ребенок в 1 год: навыки и умения


Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» — ознакомиться

Начало

  • Следит глазами за источником света (когда начинает видеть)
  • Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать)
  • Улыбается маме (первая улыбка малыша маме)
  • Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку)
  • Переворачиваться со спины на животик и обратно
  • Тянет руки к игрушкам
  • Сидеть (самостоятельно начинает сидеть)
  • Агукает (когда начинает агукать и гулить)

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

  • Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Что должен уметь ребенок в 1 год

Навыки по месяцам:

1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: razvitie-krohi.ru

Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.

Физические параметры

Сначала поговорим о самом важном – физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.

Для мальчиков:

  • рост: от 73,5 до 78,4 см;
  • вес: от 8,7 до 11 кг;
  • окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
  • должен иметь 8 передних зубов.

Для девочек:

  • рост: от 70,5 до 76,8 см;
  • вес: от 8 до 10,2 кг;
  • окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
  • ребенок должен иметь 8 передних зубов.

Небольшое отклонение от нормы – не повод для тревоги, а вот более серьезные отклонения в большую или меньшую сторону обсудите с педиатром, особенно если раньше малыш развивался нормально. Серьезные заболевания лучше выявить на ранней стадии.

Режим сна малыша

Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
  • Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
  • Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.

Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема – минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.

Навыки и умения малыша

В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: что умеет делать ребенок в 1 год и 2 месяца?). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.

Советы:

  • Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
  • Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.

В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.

Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.

Что должен уметь ваш ребенок?

  1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
  2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
  3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
  4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
  5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
  6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.

Развивающие и вспомогательные занятия

Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: здоровое развитие младенца в 1 месяц). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: как развивается ребенок до 1 месяца?). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».

Выводите ребенка «в люди» – в торговые центры, на разные детские площадки, в парки, соблюдая меры безопасности (например, во время эпидемий). Новые впечатления пробудят его исследовательские инстинкты, научат не бояться нового.

Игрушки, подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:

  • книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: интересные и развивающие книги для детей 1-2 года).д.;
  • большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.

Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: полезное меню для годовалого ребенка с рецептами). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры – это то, чем стоит заниматься каждый день.

Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.

Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.

Чем можно кормить малыша?

Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром – обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.

Сбалансированное меню на 3 дня:

День первый День второй День третий
Завтрак
  • Омлет на пару
  • Молочная каша
  • Ломтик хлеба с маслом
  • Травяной чай
  • Пюре овощное
  • Ломтик хлеба с маслом и сыром
  • Чай, забеленный молоком
  • Суфле из манки с морковкой
  • Молоко
  • Ломтик хлеба с маслом
Обед
  • Борщ протертый
  • Суфле из куриной грудки
  • Картофельное пюре на молоке
  • Компот
  • Суп-пюре из брокколи или цветной капусты
  • Кабачковое пюре
  • Сок
  • Вегетарианские щи
  • Картофельная запеканка с мясом
  • Несладкое печенье
  • Компот
Полдник
  • Кефир
  • Несладкое печенье
  • Протертое яблоко
  • Кефир
  • Молочные сухарики
  • Фрукты
  • Нежирный творог
  • Кефир
  • Фрукты
Ужин
  • Гречневая каша
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Запеканка из творога
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Пюре овощное
  • Чай, забеленный молоком
  • Ломтик хлеба
Источник: VseProRebenka.ru

Теги: Развитие по месяцам

Достигнув возраста в 1 год, ребенок, научившись передвигаться без сторонней помощи, переходит на новый этап развития. Годовалый малыш стремится потрогать и рассмотреть детально все предметы, встречающиеся на его пути. Его интересуют все движущиеся предметы и объекты.

Возрастные нормы

Когда малыш достигает годовалого возраста, вес его увеличивается в несколько раз — в среднем он составляет 10 кг и больше. Каждый месяц ребенок прибавляет 250 г. Рост годовалого малыша равен 72-76 см, исходя из анатомических данных.

К этому возрасту у многих детей во рту насчитывается около 12 молочных зубов. Если их меньше, не стоит беспокоиться: употребление полезных продуктов, богатых на кальций и фосфор, поспособствует росту остальных зубов в течение 2-3 месяцев.

Считается нормой, если у ребенка форма стопы без свода, т.е. плоская. У детей, что еще неуверенно стоят на ногах, на стопах присутствует жировая прослойка, которая в дальнейшем исчезает, и формируется правильный изгиб.

Меню годовалого ребенка

Функциональность желудка в этот период времени еще не до конца стабильна, а потому интервал между употреблением пищи должен составлять 4 часа. Вечером можно предложить малышу кисломолочную смесь и кусочек печенья. Годовалый ребенок должен употреблять такие виды блюд:

  • каши, овощные и фруктовые пюре, перетертые мясо и рыбу;
  • среди молочных продуктов: молоко, творог, кефир, кашу с молоком;
  • в рационе также должны присутствовать белки и жиры в виде вареных яиц, злаков, овощного рагу. Рис или гречку необходимо перемалывать в блендере для лучшего усвоения пищи желудком и кишечником.

Со временем в рацион питания вводится белый хлеб. Во избежание аллергических проявлений дают компот из сушки или ягодный кисель.

Распорядок дня и время отдыха

Распорядок дня малыша состоит из двукратного сна, длящегося по 1,5 часа. Ночной сон занимает не меньше 10 часов.

Кормление днем сочетается с прогулками и подвижными играми. Со временем режим отдыха будет меняться, но время сонного часа должно остаться неизменным.

Психологическое формирование

Психология годовалого ребенка предполагает активное передвижение по помещению, познание окружающего мира: он учится произносить слова, испытывает первые впечатления и проходит стадию психического формирования. Ребенок начинает отделяться от родительской опеки, учиться самостоятельности, открывает для себя свое «Я». Малыш все больше времени проводит в комнате за складыванием кубиков, раскладыванием игрушек.

Иногда в ходе освоения навыков малыш воспринимает какое-либо действие отрицательно, от этого происходит сбой в его поведении. Такой период характерен капризами, непостоянством настроения. Родительская забота и терпение способны сгладить неприятные впечатления ребенка и стабилизировать его эмоциональное состояние.

Речь годовалого ребенка

Каждый малыш формирует речь по- своему и в определенный период времени. Некоторые произносят понятные словосочетания в возрасте 9,5 месяцев, а другие могут начать лепетать только в 1, 5 года. Если ребенок не произносит слов и звуков, это не констатирует его отсталость в развитии.

В годовалом возрасте развитие речевого аппарата скорее имеет пассивный характер, нежели активный. В подсознании малыша откладывается множество услышанных им слов и предложений, но для высказывания дети используют 3-5 слов, именуемые «детским лепетом».

По истечению нескольких месяцев словарный запас малыша увеличится до количества 20, а по достижении 2 лет — до 50. Главными словами для этого возраста являются «мама», «папа», «дядя», он имитирует звуки животных, вроде «гав-гав», «ме-е» и прочие.

Если психически и физически кроха здоров, но ведет себя спокойно и редко произносит слова, волноваться не следует. Обратить внимание следует на контакт ребенка с близкими: если этого не происходит и нет реакции на обращение по имени, следует его показать доктору.

Развитию умственной деятельности способствует моторика. Для ее активации необходимо в ручки малыша вкладывать среднего размера предмет или нанизать игрушки на веревочку, перебирая их в дальнейшем. Для быстрого развития речи любое движение родителей должно комментироваться. Начиная с этого возраста малышу необходимо показывать буквы и цифры.

Эмоциональная сфера

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев становится все ярче и изменчивей. Годовалый малыш еще не в состоянии контролировать эмоции, но четко понимает, когда нужно выразить радость, а когда недовольство.

Все годовалые дети понимают слова «нельзя» и «можно». Для окончательного понимания запрета и дозволенности следует иметь утвердительную позицию для некоторых действий малыша.

Родители должны следить за состоянием ребенка, не позволять ему часто плакать, так как несформировавшаяся психическая система может повлечь психоэмоциональный сбой. Особенностью в развитии детей в 1 год является способность различать знакомые лица от чужих, происходит постепенная адаптация в социуме.

Развитие двигательных навыков

Для полноценного изучения окружающих предметов необходимо предоставить  ребенку полную свободу ориентации в пространстве, не следует его останавливать. В период активного движения следует убрать из вида острые и режущие предметы в доме. В процессе купания позвольте карапузу поиграться с пластиковой посудой, наливать и выливать воду.

На двенадцатом месяце жизни почти все дети умеют навыки хождения, но не всегда удерживают равновесие. Чтоб ребенок быстрее окреп и твердо стоял на земле, необходимо предоставить ему возможность пробовать передвигаться, отталкиваясь о предметы интерьера. Для равновесия следует каждый день выстраивать препятствия в виде кубиков, через которые он должен перешагнуть, опираясь на мамину руку.

Игры и игрушки

Лучший способ проявить себя – играть в игры и развивающие занятия. Для этой цели лучше всего подойдут кубики или разноцветные мячики. С помощью разных игрушек можно сформировать паровозик или гусеницу, возить их на ниточке. Для перемещения кубиков следует приобрести пластиковую тележку на четырех колесах. Для девочек подойдет вертушка на палочке с колесами, которую требуется толкать.

В период игры не стоит указывать ребенку, как необходимо играть или складывать кубики, пусть он сам выразит свои действия в соответствии с восприятием. Усложнение задачи для активного мышления могут привести к негативным последствиям, так как теряется интерес и внимание. Заниматься с ребенком следует осторожно, держать его на одном месте нужно не больше 15 минут.

Полезные занятия

  1. Рисование, лепка. Для уравновешивания психоэмоционального состояния для развития ребенка в год и месяц следует предложить ему лепку из пластилина, рисование на бумаге акварелью и фломастерами.
  2. Пазлы. Для развития воображения рекомендуется приобрести пазлы или набор мозаики. Такие развивалки, концентрирующие внимание, следует комбинировать с подвижными играми. Это могут быть жмурки, догонялки, подкидывание мяча.
  3. Наиболее результативными являются игры с родителями, за которыми ребенок будет повторять слова и движения. Для развития речи и способности чтения по слогам можно создать карточки с наклеенными рисунками и надписью названия изображения.
  4. Конструирование и моделирование. Заняв ребенка игрой, в которой присутствуют детали разного размера и форм, можно приучить к концентрации внимания, развить усидчивость, побудить тягу к логическому мышлению. Складывая разные по размеру элементы, происходит развитие кисти рук, разрабатываются мышцы. Мелкая моторика улучшает координацию движений.

Советы родителям

Начиная с возраста в 1 год, родителям следует продолжать активно участвовать в воспитании своего ребенка. В процессе формирования психики необходимо пояснять, какие действия можно выполнять, а на что имеются ограничения. Если родителями установлены запреты на какое-либо действие ребенка, необходимо и далее стоять на своем и не менять своих позиций в результате смены настроения.

В возрасте 1 года можно начинать смену распорядка дня малыша, но с условием, что в связи с увеличением подвижности кроха будет быстро уставать. В детской комнате, где малыш проводит наибольше времени, необходимо часто проветривать и выполнять влажную уборку.

Время прогулки не должно быть меньше 2 часов, причем независимо от времени года. Пребывая на улице, позволяйте ребенку самостоятельно походить по травке.

Игрушки в детской должны иногда обрабатываться хозяйственным мылом, для устранения микробов. В данном возрасте родители должны приучить ребенка после игры собирать игрушки в ящик или ставить их на полку. На начальном этапе приучения к порядку собирать игрушки следует вместе с малышом, и постепенно он сам приучится к своим обязанностям.

В связи с высокой активностью ребенка в годовалом возрасте необходимо чаще мыть ему ручки, особенно после прогулки, перед приемом пищи. В конце 12 месяца жизни обязательно следует пройти медицинское обследование. Пройти необходимо хирурга, невропатолога, лора и окулиста. Чтобы избежать скрытых патологических процессов, необходимо будет сдать профилактические анализы крови и мочи.

Не стоит забывать, что развитие детей в год протекает не одинаково — это зависит от физиологического процесса, который формируется индивидуально. Родителям не следует паниковать, если малыш, достигнув определенного возраста, не выполняет какое-либо действие. Необходимо набраться терпения и продолжить развивающий процесс. По истечению определенного времени результат не заставит ждать, и ребенок обязательно порадует приобретенными навыками.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: jliza.ru

Навыки ребенка к году — это физические и интеллектуальные и психологические умения, которые младенец приобрел на протяжении первых двенадцати месяцев жизни. Существуют как индивидуальные особенности развития, так и общие для всех малышей границы норм, разработанные педиатрами и психологами.

В обществе бытует мнение, что чужие дети растут быстрее. Но, как ни странно, собственные хоть и подрастают на глазах, но делают это с еще более динамичными темпами. Казалось только вчера семья встречала из роддома маму с маленьким свертком в руках, а сегодня этот розовенький постоянно спящий комочек уже принял вертикальное положение, обзавелся зубами, покушается на каждый квадратный метр квартиры, изучая окружающий мир, показывает характер и уже многого достиг во всех аспектах развития.

Как выглядит ребенок в год

Годовалый ребенок — это маленький человечек, по внешнему виду, а не по расцветке одежды и коляски которого уже, практически без проблем, определяется пол. Его уже не страшно брать на руки — он при необходимости сам на них залезет. Его вес с рождения увеличился в среднем в три раза. В когда-то беззубом ротике появились уже первые зубы — обычно к году их 8. Маленькие ножки еще только начинают учиться уверенно передвигаться, поэтому стопы у малышей еще плоские. Но со временем благодаря постоянной ходьбе исчезнут жировые подушечки и появится изгиб.

Физические параметры развития

Физическое развитие ребенка протекает индивидуально, с разной динамикой и специфическими особенностями, поэтому предугадать его с точностью до миллиметра невозможно даже если младенец в семье пятый по счету. Специалисты в области педиатрии разработали специальные нормы с минимальными и максимальными границами, которые используют медики при определении физического здоровья малыша. По правилам они должны наблюдать младенца ежемесячно на протяжении первого года жизни, в том числе и вести специальную карту, в которую вносятся данные о динамике роста маленького пациента. Допустимые значения разные для мальчиков и девочек, потому что первые чаще всего крупнее.

Показатель Девочки Мальчики Среднее значение
Рост 68,9-79,2 см 71-80,5 см 74-75,7 см
Вес 7000-1500 кг 7700-12000 кг 8900-9600 кг
Окружность головы 42,2-47,6 см 43,5-48,6 см 44,9-46,1 см
Окружность грудной клетки 46,3-51,4 см 46,1-52,5 см 48,3-48,7 см

Что должен уметь делать ребенок в год

Навыки и умения ребенка в годовалом возрасте зависят от многих факторов, в том числе и от особенностей характера, наследственности и того, на сколько много внимания оказывают ему близкие родственники.

Их принято делить на психомоторные, эмоциональные и речевые.

Психомоторное развитие

Годовалые малыши уже на многое способны:

  • стоять возле опоры, ходить вдоль нее, ползать, а некоторые даже самостоятельно передвигаться;
  • залезать на диван и подниматься по ступенькам;
  • разбирать и собирать пирамидку;
  • открывать и закрывать шкафчики, ящики и кастрюли, складывать туда предметы;
  • иногда пить из чашки и орудовать ложкой;
  • играться с игрушками: сортерами, машинками, мячиками, колясками;
  • копировать родителей, взрослых и других детей, например: хлопать в ладоши, стучать, копать лопатой, пользоваться отверткой, повторяя действия старших;
  • пританцовывать под музыку.

Эмоциональное развитие

В эмоциональном плане список того, что умеет делать ребенок в год, достаточно длинный:

  • обнимать и целовать родителей, близких и других детей, проявляя свою любовь;
  • выражать радость, обиду, недовольство с помощью мимики и эмоций;
  • четко разделять своих от чужих: к родным относиться тепло и открыто, а к чужим — настороженно;
  • выражать недовольство в ответ на запреты и даже отказаться им следовать;
  • различать интонацию и выражение лица того, кто с ним разговаривает;
  • эмоционально играть с близкими в «ку-ку» и «ладушки»;
  • интересоваться своим отражением в зеркале.

Речевое развитие

Многие родители очень беспокоятся за своих чад, наблюдая со стороны, как другие детки того же возраста уверенно произносят первые слова. Самый распространенный вопрос, который задают педиатрам, относится к речевым способностям малыша: что должен говорить ребенок в год — в среднем от 2 до 10 слов. Звукоподражатели «гав-гав», «му-му», «мяу», «би-би», «ко-ко» и сокращенные варианты слов «кака», «кач-кач» считаются словами в том случае, если ребенок произносит их осознанно.

Если кроха ничего не говорит, кроме «мама» и «папа», то в таком возрасте это не является отклонением от нормы. И не стоит бежать к врачу, если ваш малыш не говорит как соседский. Значит его время еще не пришло. Просто разговаривайте с ним почаще, пополняя его пассивный словарный запас, то есть запас тех слов, которые он хорошо понимает.

Вспомогательные занятия и развивающие игры

Во многом то, что умеет ребенок в 1 год, зависит от родителей. Они способны ему помочь, предлагая развивающие занятия и игры. Главное, чтобы они приносили ребенку удовольствие, а не навязывались сердобольными родственниками.

Достижения крохи к году следует грамотно корректировать, стимулировать и дополнять разными способами:

  • играть с ребенком в активные игры, ходить, бегать держа за ручки или без поддержки, прыгать, играть с мячом;
  • развивать мелкую моторику: складывать в баночку фасоль или горох, снимать прищепки с картона или банки, открывать и закрывать молнию;
  • рисовать пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами;
  • ежедневно гулять и играть с другими детьми, общаться с малышом;
  • читать сказки и стихотворения;
  • делать гимнастику, в том числе артикуляционную, и массаж пальчиков;
  • объяснять все увиденное на улице или за окном, вызывая ребенка на диалог.

И главное, что поможет малышу в динамичном развитии, — это терпение и любовь родителей. Не требуйте от него больше, чем он способен.

Режим сна и бодрствования

Годовалые дети уже выработали для себя самый приемлемый приблизительный режим дня, который более стабильный, чем у новорожденных.

К этому возрасту в общей сложности ребенок спит от 10 до 13 часов в сутки: днем два раза в среднем по час-полтора и всю ночь с перерывом для утоления жажды или голода. Некоторые дети к годику уже перестают беспокоить родителей по ночам и спокойно спят до утра.

По режиму сна детей, как и взрослых, делят на категории:

  • жаворонки, которые ложатся рано и встают рано, практически вместе с солнцем;
  • совы, которые долго не спят, а утром отсыпаются.

Есть и такие, которые не относятся ни к одной из групп, а ложатся спать и просыпаются, когда этого требует их растущий организм.

Все остальное время принадлежит бодрствованию и распределяется согласно требованиям, предпочтениям ребенка и исходя из пользы для его гармоничного развития. В режим дня обязательно включаются прогулки на свежем воздухе, активные и развивающие игры со сверстниками, родителями и чтение книг.

Рацион годовалых детей

Рацион годовалых детей становится более разнообразным и, как и прежде, насыщенным витаминами, полезными веществами и микроэлементами. А интервал между кормлениями увеличивается, и в год он составляет порядка 4 часов.

Продукты, обязательные для меню ребенка Продукты, находящиеся под запретом
Молочные продукты: молоко, кефир, творог Морепродукты (кроме рыбы)
Каши: овсяная, гречневая, мультизлаковая, рисовая Блюда с содержанием приправ и уксуса
Овощи: картошка, разные виды капусты, кабачки, морковь Шоколад, торты и пирожные с кремом
Сезонные фрукты, произрастающие в регионе проживания Жареная пища
Мясо: кролик, индейка, говядина, курица Колбасы и сосиски (если они не сделаны специально для детей)
Рыба, не жирная и не содержащая мелких косточек (хек, филе минтая или тилапия) Грибы и цитрусовые
Супы, сваренные на вторичном бульоне Полуфабрикаты (пельмени, котлеты и т.д.)

Вся пища должна подаваться в нужной консистенции, которая определяется количеством прорезавшихся зубов. Чаще всего в этом возрасте используют толкушку для приготовления пюре или блендер.

Заключение

Оценивая развитие ребенка в год, помните: все дети разные, с уникальными чертами характера, индивидуальными особенностями и отличаются как по физическим данным, так и по интеллектуальным способностям.

358

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Источник: littleone.com