Динамическая гимнастика: польза и вред для грудничка. Динамическая гимнастика для новорожденных


статья детского доктора, консультанта

по грудному вскармливанию  Лидии Бабич, г. Киев.

ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
И не я одна.
(к «холи-вару» готова)

Написать этот текст меня побудил, как всегда, случай из практики. Не очень веселый случай.
Вы, наверняка, слышали о таком виде раннего развития, как динамическая гимнастика, бэби-йога (не путать с “совместной с ребенком” йогой — когда родитель занимается гимнастикой, а ребенка держит где-то рядышком)
. Также достаточно популярно среди родителей грудничков ныряние и плавание с первых дней (недель) жизни. Готова заранее услышать комментарии “а мы делали и все хорошо”. Родители часто спрашивают на консультациях — “а может и нам такое уже пора начинать?”
История вопроса
. Принципы методики динамического развития Трунова и Китаева не соответствуют классическим взглядам на воспитание, развитие грудничков. Авторы уверены, что много столетий назад родители подбрасывали своих детей, крутили за ноги и руки, а также выполняли другие упражнения с ними. В итоге у малышей активно развивались врожденные рефлексы, удовлетворяющие их естественную потребность в движении. Источник: http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_trunova_kitaev/metodika_trunova_kitaeva.html “Авторы уверенны” — это не аргумент в эпоху доказательной медицины.
Я и многие мои коллеги не поддерживаем увлечение этими методиками
. Вот мои аргументы:
новорожденный ребенок (период новорожденности, напомню, — это первые 28 суток) и ребенок в первые месяцы жизни имеет очень небольшой энергетический ресурс для преодоления стресса;
только понаблюдав за ребенком несколько недель\месяцев можно составить впечетление о том — что за человек появился в вашей семье: каковы его темперамент, характер, здоровье, особенности, реакции на стресс, как он растет и набирает вес, развивается. Сразу после рождения этого ничего не видно. А дети точно не одинаковые;
гормоны стресса имеют способность накапливать свое воздействие. Это может иметь отдаленные и далекоидущие последствия. Например, снижение иммунитета. Парадоксально выходит, ведь именно ради укрепления иммунитета ребенка и заставляли нырять в прохладную воду…
ранние активные физические воздействия могут спровоцировать отказ от груди и задержку набора массы тела;
не накопив опыт наблюдения за ребенком, легко перепутать реакцию “нравится” с чрезмерной реакцией на стресс в виде замирания, нервного смеха или даже засыпания;
риск травматизации очень велик
. Существует масса разных методов физического развития малышей, гораздо более щадящих. Подумайте, точно ли нужно выбирать самые экстремальные?
связки и мышцы у маленьких детей очень подвижны, мышцы еще не окрепли
. Именно это и есть предпосылкой для очень легкого возникновения вывихов, растяжений и других травм. Повышенная гибкость является поводом относиться к ребенку более бережно;
дети после таких занятий в более старшем возрасте гораздо чаще могут проявлять признаки гиперактивности и дефицита внимания;
йога без работы души, без осознанного дыхания есть просто гимнастика
. Физкультура такая. А плане новорожденного — еще и принудительная;
обсуждаемые методики практикуются мастерами-самоучками, не несущими никакой ответственности
. Нет системы обучения, каких-либо стандартов обрзования, критериев качества и безопасности во время занятий. Повезет- не повезет;

О “раннем развитии” пишут не только у нас. Например: http://www.bbc.com/news/world-europe-12276623
http://www.madeformums.com/news-and-gossip/warnings-over-controversial-russian-dynamic-baby-gymnastics/12639.html

Мнение Олега Пилипчука, детского ортопеда-травматолога, к.м.н., доктора высшей категории: http://www.segodnya.ua/life/health/joha-dlja-camykh-malenkikh-chem-polezna-i-opacna.html
Марта Копань, детский анестезиолог: “Я практикуючий дитячий анестезіолог і педіатр, а відтак часто бачу наслідки бажання бути супербатьками. Нажаль, тряпляються й негативні. Багато поширюється мудрих ідей природнього батьківства, слінгоносіння, тривалого грудного вигодовування та спільного сну, тощо… Проте в погоні за “найкращим” деякі батьки захоплюються динамічною гімнастикою та малючковим плаванням і пірнанням.
Скажіть, чи пасивні вправи, які виконуватиме з вашим тілом «третя особа» допоможуть вам самотужки підтягуватися на перекладині, за умови що раніше ви цього не вміли? чи кожного разу ви затримаєте дихання під час пірнання, якщо пірнатимете не з власного бажання, а вас занурюватиме в воду чиясь велика рука?
На жаль, я стикалась з малюками, що мали вивихи та підвивихи різних груп суглобів, переломи кінцівок, підвивихи шийного відділу хребта, крововиливи в головний мозок чи наднирники, утоплення під час процедури плавання з пірнанням.
Звісно існують маленькі діти кому, як і деяким дорослим, реально подобаються такі процедури і вправи
. Але коли ви прагнете найкращого для своїх діток, будьте уважними в першу чергу до їх природніх потреб!”

Я бы привела такую метафору. Представьте, что в вашем саду из земли показался росточек. Такой маленький, нежный, долгожданный. По виду росточка пока нельзя понять, что оно за растение, хотя ужасно любопытно — каким оно будет?
Что в ваших силах? — поливать, отгонять вредителей, беречь от палящего солнца. Но невозможно сделать так, чтобы вырос именно помидор. Или акация, или фиалка, или кактус. Хотя, возможно, именно фиалки вам больше по душе. Удобрения для огурцов могут повредить голубике. Мощному дубу для роста нужно просторное место. Пасифлора будет плодоносить только в тропиках. Понимаете, к чему я?
В ребенке на момент рождения уже все заложено
. Каким будет телосложение, здоровье, темперамент, характер, таланты, . Разумеется, от воспитания, пищи, образа жизни семьи, окружения, образования, уровня медицинского сопровождения (продолжите список) очень многое зависит. Но сделать из розы фикус никак не получится. И нет одинаково полезных для всех упражнений.

Если точно очень-очень хочется заниматься таким с ребенком — потерпите пару месяцев. Покажите малыша сперва ортопеду, неврологу, педиатру. Не делайте этого просто дома по видео-урокам. начинайте с самого малого.

Источник: lactation.com.ua

Новорожденному малышу жизненно необходимы не только сон, питание и мамино тепло, но и двигательная активность. Многие родители используют обычные упражнения, другие же выбирают динамическую гимнастику. Только выполнять ее следует грамотно и очень осторожно, чтобы не навредить грудничку. Что же перевешивает в применении – польза иди вред? Как ее правильно делать? Давайте разбираться вместе.

Динамическая гимнастика – что это?

Динамическая гимнастика, разработанная М. Труновым и Л. Китаевым, отличается от обычной зарядки более энергичным комплексом упражнений, направленных на формирование и усиление мышц грудного ребенка. Помимо обычных элементов зарядки и массажа динамическая гимнастика сочетает в себе и упражнения на совершенствование вестибулярного аппарата. Так, взрослый подбрасывает, раскачивает и вращает малыша, придерживая за ручки или ножки. Посторонние люди чаще всего приходят в ужас от подобных акробатических этюдов, автоматически записывая «отчаянных» мам и пап в сумасшедшие.

Действительно, подобные упражнения не совсем обычны, так что родителям, прежде чем перейти к практическим занятиям, необходимо тщательно изучить и понять последовательность применения динамической зарядки и рост нагрузки на малышей.

Так, можно выделить несколько видов упражнений динамической гимнастики:

  • закаливание;
  • массаж;
  • занятия на мяче;
  • упражнения в воздухе.

Все эти процедуры необходимо совмещать, чтобы их воздействие на малыша было максимально эффективным.

Польза для новорожденных и грудничков

Приверженцы данного комплекса упражнений уверены в его огромной пользе для малышей. Среди плюсов динамической гимнастики обычно выделяют ее положительное воздействие не только на физическое развитие, но и на общее психологическое состояние новорожденных детей. Чем же еще она полезна?

  1. Динамическая зарядка помогает грудничку лучше ориентироваться в пространстве.
  2. Она позволяет исправлять мышечный тонус младенца, укрепляет мышцы, разрабатывает суставы рук и ног и развивает гибкость.
  3. С ее помощью происходит эффективное развитие и совершенствование вестибулярного аппарата у новорожденного.
  4. Она укрепляет нервную систему грудничка, его иммунитет.
  5. Также подобный комплекс упражнений считается хорошей возможностью для установления доверительных и доброжелательных отношений с взрослыми и, соответственно, с окружающим миром.
  6. Считается, что динамическая гимнастика компенсирует недостаток родового опыта у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.
  7. Родители, применяющие динамические упражнения в работе с грудничками, отмечают, что они имеют хороший аппетит, крепко спят и намного реже капризничают.
  8. Ранние занятия снижают уровень травматизма во всей последующей жизни. Малыши, натренированные с первых дней жизни, вряд ли подвернут ногу или сломают руку, активно занимаясь спортом.

Возможный вред для малышей

Давайте разберемся, настолько ли хороши динамические упражнения, как о них говорят. Подобные акробатические «трюки» выглядят довольно рискованными, да и многие специалисты подвергают сомнению безопасность и пользу для грудничков такого рода зарядки. Какие аргументы приводят противники динамической гимнастики?

  1. Такие физические упражнения являются стрессом для новорожденного. Ведь динамическую зарядку часто начинают использовать уже через пару недель после рождения. Считается, что повышенное выделение гормонов стресса в грудничковом возрасте может привести к появлению гиперактивности у дошкольника.
  2. Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах малышей – в частности, хватательного рефлекса и рефлекса Моро. Упражнения искусственно их стимулируют, тогда как в норме они должны постепенно угаснуть к 2-4 месяцам (читаем статью о рефлексах).
  3. Неопытным родителям порой сложно рассчитать оптимальную нагрузку. Поэтому интенсивные занятия могут привести к растяжению связок новорожденного, микротравмам тканей суставов, нарушению кровообращения. В дальнейшем возможны проблемы со связочным аппаратом.
  4. Психологи же уверены, из-за того, что малыш с раннего возраста привыкает к ощущениям скорости, взлета и падения, у него не формируется естественный страх высоты. В старшем возрасте недооценка опасности ситуации может стать причиной разнообразных травм.

Избегаем негативных последствий: правила проведения гимнастики

Итак, вы увидели массу доводов как в пользу динамической гимнастики, так и против нее. Конечно, окончательное решение принимают только родители. Если же вы уверены, что подобные упражнения необходимы вашему грудничку, мы расскажем, как обезопасить занятия.

  • Упражнения следует начинать через четыре недели после рождения малыша.
  • Посоветуйтесь предварительно с вашим педиатром о наличии либо отсутствии противопоказаний. Если малыш здоров, ему можно заниматься динамической зарядкой.
  • Не стоит выполнять упражнения по материалам из Интернета или учебных пособий. Для начала обратитесь к опытному инструктору за консультацией и услугами. Он покажет и научит, как правильно организовывать занятия.
  • Минимизируйте вероятность травм – обезопасьте место тренировок, чтобы избежать последствий из-за возможных падений.
  • Правильно оценивайте собственные силы, избегайте применять экстремальные упражнения. Выберите щадящую программу занятий.
  • Начинайте упражнения после разогревающего массажа, готовя, тем самым, мышцы и связки к работе. Длительность первых занятий – 8-10 минут. Делайте их медленно и крайне осторожно, чтобы не напугать малыша, нагрузку и темп наращивайте постепенно.
  • Не занимайтесь сразу после кормления, подождите хотя бы час. Особенно это важно для упражнений на шаре.
  • Если ребенок не в духе, не заставляйте его делать зарядку потому, что так нужно вам. Лучше дождитесь времени, когда у всех будет замечательный настрой. Динамическая гимнастика должна стать для грудничка таким же обычным ритуалом, как кормление или купание.

Учитываем противопоказания

Динамическая зарядка может быть полезной для новорожденного при условии грамотного подхода и учета противопоказаний. Опасность же подобных упражнений заключается в следующем:

  • наличие дисплазии тазобедренных суставов у малыша и других патологий опорно-двигательного аппарата;
  • отклонения в работе сердечно-сосудистой системы ребенка;
  • неврологические заболевания, в том числе, и повышенное внутричерепное давление.

Динамическая гимнастика строго противопоказана полугодовалым малышам, которые не получали ранее подобные процедуры. Если с грудничком не занимались с месячного возраста на регулярной основе, то в шестимесячном возрасте такие упражнения принесут лишь вред, а не пользу. Также следует запомнить, если ребенку не понравились занятия или он чувствует себя после них плохо, обязательно отменяйте гимнастику. Не следует экспериментировать со здоровьем малыша!

Выбирая динамическую гимнастику для совершенствования физического развития новорожденного, изучите все плюсы и минусы, проконсультируйтесь с педиатром о возможных противопоказаниях. Лишь в случае соблюдения мер предосторожности упражнения помогут вашему ребенку вырасти здоровым и счастливым.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: занятия на фитболе с малышами

Динамическая Гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Видео: Динамическая гимнастика для малышей

Основные упражнения динамической гимнастики: висы, крестик, шалтай-болтай, осьминожка, малышки-коротышки:

P.S. Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка — Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: razvitie-krohi.ru

Среди услуг школ для молодых родителей все чаще встречается такой вид развивающих занятий, как динамическая гимнастика. У мам и пап возникает множество вопросов по этому поводу: насколько полезны или опасны эти упражнения, как заниматься с ребенком, с какого возраста, всем ли они подходят? Расскажем, что это такое – динамическая гимнастика для малышей, и как ее проводить.

Суть методики

Физические упражнения полезны для развития грудничка, это бесспорно. Динамическая гимнастика – отдельная система физического развития малышей. От обычной она отличается наличием динамической составляющей. При обычной гимнастике ребенок большую часть времени лежит, а родители упражняют его тело. В динамических комплексах ребенок часто находится в воздухе и подвержен активным манипуляциям: его поднимают за ручки или ножки, подбрасывают, переворачивают, качают, вращают, перебрасывают через руку или плечо взрослого.

Понятно, почему вокруг этой методики много споров. Одни считают ее прекрасным стартом для маленького организма, другие видят в ней лишь неоправданный риск травм у младенца.

В чем же полезное воздействие таких занятий на организм ребенка?

  • Прежде всего, они способствуют нормализации мышечного тонуса, с которым рождается каждый младенец.
  • Благодаря активному движению такая гимнастика способствует планомерному укреплению мышечных тканей и улучшению гибкости суставов.
  • Перемещения в пространстве прекрасно тренируют вестибулярный аппарат. Навык держать равновесие необходим в частности для своевременного освоения самостоятельной ходьбы.
  • Динамические упражнения способствуют гармонизации деятельности нервной системы, укреплению иммунитета.
  • Улучшают кровообращение и способствуют лучшему насыщению тканей маленького организма кислородом.
  • Развивают дыхательную систему.
  • Адаптируют организм крохи к стрессам окружающей среды.
  • Помогают ребенку установить доверительные отношения с родителями, а соответственно – со всем окружающим миром, способствуя психическому и интеллектуальному развитию.

Многих родителей отпугивают недостатки этой системы, которые выглядят порой устрашающе:

  • высокий риск травм (вывихи и подвывихи, растяжения, гиперподвижность суставов, ушибы);
  • стресс для ребенка, вызванный временной утратой чувства безопасности, который, по мнению многих неврологов, может стать в будущем причиной гиперактивности;
  • препятствие естественному угасанию рефлексов новорожденного, на которых динамическая гимнастика основана и которые должны в норме угасать в районе 4 месяцев;
  • ослабление инстинкта самосохранения, что может в будущем привести к недооценке возможной опасности в разных ситуациях.

В любом случае, выбирая такой способ для развития своего малыша, родители полностью берут на себя ответственность за возможные последствия.

Когда можно и нельзя заниматься

Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.

Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:

  • повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
  • неврологические заболевания;
  • болезни сердца;
  • высокое внутричерепное давление;
  • дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.

Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.

Когда и как начинаем?

Итак, если родители выбирают такую систему физического развития для своего чада, с чего и когда начинать динамическую гимнастику для грудничков?

Что касается возраста, то не рекомендуется начинать занятия ранее месячного возраста, когда мышцы и косточки ребенка еще слишком хрупкие. Родителям следует проявлять не фанатизм, а благоразумие, думая, прежде всего, о благополучии своего ребенка, а не о том, в чем и насколько он сможет «обскакать» знакомых детишек. С другой стороны, начинать занятия после 4, а тем более 6 месяцев, если до этого малыш не имел опыта динамических упражнений, тоже вредно, поскольку ребенок уже набирает вес, а его мышцы и связки к этому возрасту не так эластичны и податливы, как в 1–1,5 месяца. Соответственно, риск травм и растяжений будет выше.

Заниматься такой гимнастикой нужно ежедневно. Начинаются комплексы обычно с разогревающего массажа (в него входят поглаживания, разминания и растирания), продолжают их обычные простые упражнения для ручек и ножек (махи, сгибания, подъемы), и только затем подключают динамику. В качестве примеров простейших динамических упражнений можно назвать раскачивание ребенка вперед и назад при поддержке за руки, вертикальные вращения (малыша держат за руку или ногу), раскачивание на фитболе и другие.

Приступая к занятиям, объективно оцените свои силы. Просмотра видео в интернете, скорее всего, будет недостаточно. Пусть хотя бы первые несколько занятий проведет квалифицированный специалист (мануальный терапевт или реабилитолог), у которого вы научитесь правильно манипулировать телом крохи, особенно – правильно захватывать его суставы, чтобы не допустить травм. А еще лучше, попросите у него программу занятий, в которой виды и количество упражнений будут подобраны в нужной прогрессии.

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.

Как это выглядит?

Динамических упражнений разной степени сложности и интенсивности существует немало. В качестве примера приведем несколько довольно простых.

  • Большие пальцы рук взрослого вложены в кулачки малыша, и он их сжимает. Остальные пальцы рук взрослого при этом захватывают тыльные стороны детских ладошек. Ребенка медленно поднимают за ручки, чтобы он вертикально повис. Его нужно покачать в разные стороны, затем повращать вертикально.
  • Уложив малыша на животик, его поднимают вверх за щиколотки, разводя ножки в разные стороны. При этом нужно проявлять аккуратность и контролировать усилия, чтобы не растянуть сухожилия.
  • В положении на животике малыша берут за голень и запястье, поднимают и опускают несколько раз. Повторяют с другой стороны.
  • Ручки грудничка разводят в стороны, одновременно плавно поднимая его вверх, затем возвращают в исходную позицию.
  • Малыша поднимают за ручки и раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Можно раскачивать его, держа за руку и ногу.

Динамические упражнения неспроста вызывают много споров. Даже учитывая их полезность для грудничков, родители часто опасаются негативных последствий. Кстати, многие мамочки отмечают, что в будущем дети, с которыми занимались динамикой, постоянно нуждаются в выплескивании адреналина, привыкнув к этому с раннего детства. Приходится искать для них спортивные секции, часто выходом становятся экстремальные виды спорта…

Но если польза для родителей кажется более очевидной, есть смысл заниматься у профессионала, чтобы собственноручно не навредить своему чаду.

Источник: Razvivashka.online

После появления на свет кроха нуждается не только в питании, сне и маминой заботе. Ей жизненно необходима двигательная активность. Для развития костно-мышечной системы и суставов грудничка можно использовать стандартные упражнения, рекомендованные педиатром. Но многие родители прибегают к помощи динамической гимнастики – очень энергичного комплекса упражнений. Ее применение требует от родителей особых навыков; в противном случае можно нанести вред ребенку.

Оглавление:
Что такое динамическая гимнастика?
Для чего нужна динамическая гимнастика?
Вероятные негативные последствия
Памятка для родителей

Что такое динамическая гимнастика?

Уникальный комплекс разработан нашими соотечественниками Л. Китаевым и М. Труновым в конце 80-х годов прошлого столетия. Его задача – формирование и укрепление мускулатуры младенца, а также тренировка его вестибулярного аппарата.

Динамическая гимнастика (ДГ) рассматривается как способ взаимодействия родителя и ребенка первого года жизни для более гармоничного развития малыша.

Со стороны упражнения могут показаться не совсем обычными, ведь они включают активные вращения и подбрасывания крохи. Родителям, решившим практиковать ДГ, очень важно тщательно изучить последовательность применения упражнений и нагрузки в целом во избежание нежелательных последствий.

Никто не утверждает, что малыш, с которым занимались гимнастикой, впоследствии станет чемпионом, но его развитие будет более полноценным и глубоким.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

ДГ – это методика, которая является эффективным инструментом для решения широкого круга задач, непосредственно связанных с физическим развитием ребенка.

Патологии, которые помогает корректировать динамическая гимнастика:

  • асимметрии;
  • гипотонус мышц;
  • гипертонус;
  • косолапие;
  • кривошея.

Ряд упражнений направлен на активизацию функциональной активности кишечника, помогая при частых запорах и метеоризме.

Важно: можно с уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика применима во всех областях, где помогает массаж, и ничуть не уступает ему в эффективности. Вместе с этим, она рассчитана не на специалистов, а на родителей. Все упражнения легко осваиваются и могут практиковаться ежедневно в домашних условиях.

Динамическая гимнастика характеризуется универсальностью с точки зрения общего развития маленького ребенка. В ходе занятий не только укрепляются кости и мускулатура, но и оказывается позитивное воздействие на все органы и системы малыша. У него совершенствуется вестибулярный аппарат, а улучшение координации движений благотворно влияет на психику. Кроме того, он начинает быстрее и лучше ориентироваться в пространстве.

ДГ играет важную роль в профилактике детского травматизма. У грудничка, который регулярно выполняет с родителями комплекс упражнений, гораздо лучше реакция и крепче суставы. Он уверенно управляет своим телом в потенциально опасных ситуациях.

Обратите внимание: существует мнение, что ДГ в определенной мере компенсирует нехватку т. н. «родового опыта» у детей, появившихся на свет посредством кесарева сечения.

Гимнастика прекрасно сочетается с закаливанием. При выполнении комплекса ребенка рекомендуется полностью освобождать от одежды. Во время занятий на улице к физическому воздействию добавляется такой важный фактор как инсоляция. Время пребывания на холоде можно постепенно увеличивать, что будет способствовать адаптации организма к температурным факторам и укреплению иммунной системы.

Несомненно, динамическая гимнастика способствует развитию сердечно-сосудистой системы.

В ходе выполнения комплекса ДГ нервная система маленького ребенка получает огромное количество разнообразных сигналов, что способствует ее развитию в целом. У малыша регулярно стимулируются двигательные рефлексы, и постоянно происходит тренировка реакций на воздействия внешних факторов.

ДГ – это прекрасная возможность для установления доверительных отношений новорожденного с окружающими.

Обратите внимание: упражнения могут способствовать нервной релаксации, что важно для гиперактивных детей. Грамотно подобранный комплекс, напротив, будет способствовать активизации слишком вялого малыша. 

Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают.

Несмотря на огромные возможности, динамическую гимнастику не нужно рассматривать как самодостаточную систему. Она прекрасно сочетается с активным и пассивным массажем, закаливанием и занятиями в бассейне (акватренингом). Любая активная работа с крохой всегда может проводиться параллельно; целесообразно лишь смещать акцент в ту или иную строну в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Комплекс динамической гимнастики включает:

  • массаж;
  • закаливающие процедуры;
  • упражнения в воздухе;
  • упражнения с мячом большого диаметра.

Все виды занятий важно совмещать для комплексного и наиболее эффективного воздействия на организм.

Вероятные негативные последствия

У любой системы занятий имеются противники. Одним из основных аргументов недоброжелателей является возможный стресс, поскольку ДГ рекомендуется начинать уже спустя 4 недели после рождения.  Есть мнение, что увеличение синтеза и высвобождения стрессорных гормонов у новорожденного может стать причиной гиперактивности в старшем дошкольном возрасте.

Ряд упражнений ДГ базируется на рефлексах, которые в норме пропадают в возрасте 2-4 месяцев. Считается, что их излишняя стимуляция ни к чему.

Важно: если с ребенком не занимались, начиная с 4 недель, то в полугодовалом возрасте лучше не начинать – такие упражнения принесут больше вреда, чем пользы!

Некоторые психологи полагают, что быстрые упражнения без опоры препятствуют формированию страха высоты, что в свою очередь расценивается как одна из причин повышенного травматизма в подростковом возрасте.

Главный аргумент «против» – это вполне возможная недостаточная подготовка родителей. Чрезмерно активные упражнения могут стать причиной растяжений связок и даже вывихов суставов. Кроме того, не исключены хронические микротравмы, которые в будущем могут спровоцировать развитие серьезных патологий.

Памятка для родителей

Важно: противопоказаниями к ДГ являются патологии опорно-двигательного аппарата (дисплазия тазобедренного сустава и т. д.), нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, неврологические заболевания.

Основные правила, которые нужно соблюдать:

  • начинать тренировки можно, когда малышу исполнится 1 месяц;
  • обязательно проконсультируйтесь с педиатром на предмет возможных противопоказаний;
  • не пользуйтесь материалами из Сети или сомнительных изданий – обратитесь к опытному инструктору;
  • сделайте место занятий максимально безопасным;
  • упражнениям должен предшествовать разогревающий массаж мышц и связок;
  • начинайте с минимальных нагрузок;
  • рекомендованная длительность упражнений – 8-10 минут;
  • не тренируйтесь в течение 1 часа после еды;
  • не принуждайте ребенка к занятиям, если у него плохое настроение;
  • первые занятия нужно проводить мягко, ненавязчиво и осторожно, чтобы не испугать, а заинтересовать кроху.

Плисов Владимир, медицинский обозреватель

6,014 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Источник: okeydoc.ru

В последнее время все популярнее становятся методики раннего развития детей — причем не только интеллектуального, но и физического. Одна из таких методик — динамическая гимнастика для грудничков. Это достаточно спорный способ оздоровления ребенка. Что перевешивает в этом случае — польза или вред?

Динамическая гимнастика — это комплекс развивающих упражнений, разработанный Л. Китаевым и М. Труновым. Наряду с «привычными» элементами гимнастики и массажа динамическая гимнастика включает упражнения на развитие вестибулярного аппарата. Во время этих упражнений взрослый держит ребенка за одну или две ручки или ножки (или обхватывает его туловище руками) и подбрасывает, вращает, раскачивает ребенка. Со стороны это больше похоже на акробатические этюды, чем на гимнастику для новорожденных.

Приверженцы этой методики считают, что динамическая гимнастика благоприятно влияет на развитие ребенка — как интеллектуальное так и физическое. Она позволяет корректировать мышечный тонус, развивать гибкость, увеличить амплитуду движений в суставах ног и рук, укрепить мышцы. По их мнению, динамическая гимнастика тренирует вестибулярный аппарат, стимулирует работу мозга и внутренних органов, активизирует обменные процессы и перистальтику кишечника, адаптирует организм к нагрузкам и стрессовым состояниям.

Также динамическая гимнастика считается одним из способов общения матери с ребенком. Эти упражнения помогают малышу установить доверительные отношения со взрослым, а через него — и с окружающим миром. Ребенок вырастает уравновешенным, доброжелательным, уверенным в себе. Еще динамическую гимнастику рекомендуют детям-«кесарятам»: она компенсирует недостаток родового (интранатального) опыта.

Но так ли хороша динамическая гимнастика, как о ней говорят? Все-таки подобные акробатические упражнения кажутся довольно рискованными. Динамическая гимнастика неоднократно подвергалась критике, а на Западе ее порой называют «шокирующей практикой русских матерей». Многие родители и врачи подвергают сомнению эффективность и безопасность такого рода гимнастики.

Во-первых, такие упражнения — стресс для новорожденного (а динамическую гимнастику часто начинают практиковать через пару недель после рождения). Повышенное выделение стрессорных гормонов может привести к развитию синдрома гиперактивности и дефицита внимания в школьном возрасте.

Во-вторых, динамическая гимнастика во многом основана на врожденных рефлексах новорожденных детей — хватательный рефлекс, рефлекс Моро. Но нормальная физиология развития ребенка предусматривает постепенное угасание этих рефлексов к 2-4 месяцам. Если рефлексы угасают позже, это признак задержки развития и нарушений в нервной системе. А динамическая гимнастика искусственно стимулирует эти рефлексы.

В-третьих, интенсивные упражнения могут вызвать перерастяжение эластичных и нежных связок младенца, микротравмы тканей, из которых состоит сустав, нарушение кровообращения. Возможны утолщения суставов и проблемы со связочным аппаратом (боли, потеря эластичности и упругости) в дальнейшем.

Кроме этого, психологи считают, что динамическая гимнастика приводит к тому, что у ребенка не формируется страх перед высотой и падением (потому что он с младенчества привыкает к ощущениям взлета, падения и скорости). Это может стать причиной травм в старшем возрасте, когда ребенок просто не сможет оценить опасность ситуации. Страх в опасных ситуациях выполняет защитную функцию.

Как видите, можно найти массу аргументов и в пользу динамической гимнастики, и против нее. Но в любом случае решать родителям. Если вы все-таки думаете, что динамическая гимнастика необходима вашему малышу, мы расскажем, как сделать занятия безопасными:

  1. Начинайте занятия через 3-4 недели после рождения ребенка, не раньше, а заканчивайте примерно в 4 месяца, чтобы дать угаснуть рефлексам новорожденного.
  2. Перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с ортопедом: динамическая гимнастика противопоказана при дисплазии тазобедренных суставов и других патологиях опорно-двигательного аппарата, повышенном мышечном тонусе.
  3. Не пытайтесь сами делать упражнения по описаниям из Интернета — для начала воспользуйтесь услугами опытного инструктора, который все покажет и всему научит.
  4. Ответственно подойдите к выбору места для занятий: при выполнении упражнений возможны падения, так что нужно минимизировать вероятность травм.
  5. Если вы не уверены в собственных силах, старайтесь выбирать максимально щадящую программу и избегать экстремальных упражнений.

И помните: динамическая гимнастика не признана официально в качестве медицинской методики. Так что ответственность за здоровье вашего ребенка лежит исключительно на вас.


Источник: strana-sovetov.com

Ошибки в воспитании детей грудного возраста

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в газете
«Наш аист», №7(31), апрель 2020 года.

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструктора родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка.
Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически
. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 2020 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей.
Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает
. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

отсутствие грудного вскармливания, которое кроме этого приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход;
отсутствие совместного сна с мамой;
ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса
. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается
неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.
2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством;
ранние прогулки, т.е
. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты;
динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами
. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.
3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;
проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью
. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка
. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

А что вы думаете об этом? Больше всего интересует ныряние грудничков. Польза от этого или вред?

Источник: www.baby.ru

искать:

раздел:

© 2020 – 2020 U-mama.ru Вопросы и пожелания [email protected] Размещение рекламы [email protected], тел.+7 (343) 214 87 87
Любое использование материалов U-mama.ru возможно только с предварительного письменного согласия ООО «НКС-Медиа». Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.

Источник: www.u-mama.ru