Лекция № 3. Травматические повреждения у детей


Костные анатомо-физиологические особенности у детей Ø Меньшее содержание минеральных солей Ø Повышенная растяжимость надкостницы Ø Наличие эластичного росткового хряща

В опорно-двигательном аппарате ребенка гораздо больше мягких тканей (мышц, жира, хряща), чем костей, они смягчают непосредственное травматическое воздействие на кости, которые сломать труднее, чем у взрослых. Переломы костей верхней конечности у детей случаются гораздо чаще, чем других костей. Те же особенности строения в сочетании с эластичностью капсулы и связок предохраняют ребенка от вывихов, которые у детей до 5 лет практически не наблюдаются: на 10 переломов приходится только один вывих. Однако общее число переломов у детей выше, чем у взрослых, и это расплата за необыкновенную подвижность и неопытность ребенка. Наиболее распространены у детей переломы предплечья и локтевого сустава, среди вывихов — вывихи костей предплечья, подвывих или вывих головки лучевой кости. Наблюдаются и так называемые переломо-вывихи, то есть сочетания перелома и вывиха. К ним относятся вывихи костей предплечья с отрывом участка плечевой кости или перелом локтевой кости в нижней части с вывихом головки лучевой кости в локтевом суставе.

Кости детей тонкие, но содержат больше органических веществ, что делает их упругими, гибкими. Суставные отделы костей конечностей состоят преимущественно из хрящевой ткани, которая служит материалом для последующего костеобразования. У взрослого человека тонким хрящевым слоем покрыты лишь трущиеся поверхности. Преобразование хряща в костную ткань происходит постепенно в процессе роста ребенка — в течение всего детства.

Между суставной частью кости, которая располагается в полости сустава, и самой костью расположена так называемая ростковая зона. Она присутствует и около различных костных выростов, к которым прикрепляются связки, сухожилия и т. д. Эти хрящевые прослойки обеспечивают рост костей в длину и существуют до окончания роста человека.

Хрящевые структуры не подвержены переломам из-за своей высокой эластичности, амортизационной способности и однородного строения. А вот переломы — отрывы костей по ростковой зоне — встречаются достаточно часто, и только у детей. Такие переломы трудны для выявления, поскольку хрящевая ткань не видна на рентгеновских снимках, они требуют точного сопоставления, иначе нарушается функция ближайшего сустава. Отрывы костей по ростковой зоне «заменяют» у детей вывихи суставов. Однако это не значит, что сама хрящевая ткань не повреждается при механическом воздействии. В результате травмы хрящ может перемещаться, рассасываться, менять свое содержание и свойства. Последствия таких нарушений весьма чувствительны для организма: это и укорочения конечностей, и нарушения формы костей, и ограничения подвижности в суставах. Остеохондрозы, артрозы, остеохондропатии — все эти состояния имеют в своей основе патологические изменения хрящевой ткани.

Кости детей покрыты относительно толстой и плотной оболочкой — надкостницей, которая также служит источником костеобразования и очень хорошо снабжается кровью. При переломе надкостница легко отслаивается, а когда она повреждена, то ее части могут оказаться между отломками и стать препятствием для точного сопоставления отломков.

В связи с особой эластичностью надкостницы форма излома кости у детей иная, чем у взрослого человека. Встречаются продольные расщепления кости, характерны небольшие надломы без смещения и вколоченные переломы, когда одна часть кости внедряется в другую. Плотная эластичная надкостница часто удерживает отломки от смещения, и такие переломы напоминают сломанный зеленый ивовый прут. Врачи иногда называют такие переломы «по типу зеленой веточки».

Кость способна восстанавливаться полностью через этап образования костной мозоли без каких-либо рубцов. Толчком для образования костной мозоли служат продукты разрушения тканей в месте перелома. Выраженность костной мозоли зависит от точности сопоставления отломков и жесткости их удержания. Высокая восстановительная способность костно-хрящевой ткани у детей и последующий рост костей в длину и ширину делают возможным оставлять так называемые «допустимые смещения», которые самостоятельно исправляются с течением времени.

Обязательной задачей врача-травматолога является устранение смещения суставных отделов костей по линии ростковых зон, смещения отломков и вокруг собственной оси, а также недопустимо больших угловых смещений. Эта процедура болезненна и выполняется под наркозом.

У детей редко имеют место открытые переломы, когда повреждена кожа над местом излома и есть угроза внесения в кость инфекции с последующим развитием остеомиелита (воспаления костной ткани). Еще реже наблюдаются огнестрельные (всегда инфицированные) ранения костей и суставов. Воспаление при переломах чаще представляет собой осложнение лечения и развивается через 5-7 дней после попадания инфекции. При лечении таких инфицированных переломов обязательно используют антибиотики.

Любая травма является повреждением всего организма как единой целостной системы, для восстановления которой включаются абсолютно все защитные силы. Поэтому повреждение костей сопровождается местными и общими симптомами, которые отличаются от таковых у взрослого человека. В большинстве случаев состояние ребенка при переломах и вывихах костей удовлетворительное. Тяжелое или крайне тяжелое состояние с проявлениями травматического шока имеет место при множественных переломах или при их сочетаниях с травмой внутренних органов, головного мозга.

Особое внимание надо уделять тому, при каких условиях произошла травма, а также жалобам ребенка, положению и форме травмированной конечности, ее подвижности. Следует помнить, что дети, особенно младшего возраста, не всегда могут четко рассказать, что с ними произошло, не способны точно локализовать боль. Общение с ребенком еще более затруднено из-за общей реакции: крика, плача, беспокойства, повышенной температуры. Травмированный ребенок ищет защиты, поэтому взрослый человек должен держать себя в руках, выглядеть уверенным и спокойным, не паниковать, по возможности успокоить и ребенка. Не следует сразу пытаться рассматривать, трогать пораженную конечность. Всем своим видом и поведением нужно показать ребенку, что скоро ему окажут помощь и все закончится хорошо.

Надо постараться определить сопутствующие нарушения и объем местных повреждений — ссадины, раны, кровотечения, оценить адекватность реакции ребенка на повреждение, в том числе ощупыванием здоровой конечности.

Клинические признаки переломов и вывихов костей можно разделить на вероятные и достоверные. К первым относятся боль, припухлость, кровоподтек, гематома, деформация, нарушение функции, ко вторым — ощущение хруста костных отломков в месте перелома и появление несвойственной там подвижности, нарушение нормального соотношения костных ориентиров сустава.

Проявления переломов и вывихов конкретной локализации имеют свои особенности. Кроме осмотра и ощупывания, с целью установления диагноза иногда применяют поколачивание, особенно при переломах позвоночника, измерение длины и окружности поврежденного участка конечности и пр.

Всегда надо обращать внимание на окраску кожных покровов на периферии от травмы, в области кисти и стопы, проверить подвижность пальцев. Выраженное побледнение, «мраморность» рисунка, застойно-синюшный оттенок кожи в сочетании с отсутствием любых движений могут быть обусловлены повреждением крупных сосудов или нервов. О серьезном повреждении свидетельствует и отсутствие пульса на верхней конечности в типичном месте, на лучевой артерии, исчезновение пульса на тыльной поверхности стопы или в подколенной области, а также нарушение чувствительности кожи или ощущение «мурашек», неприятного жжения, покалывания. В таких случаях следует как можно скорее обратиться за врачебной помощью и сделать все возможное, чтобы быстрее доставить ребенка к врачу травматологического отделения хирургического стационара. Это относится и к повреждениям, которые сопровождаются обильным наружным кровотечением или нарушением жизненных функций организма.

Всегда надо определить, не нарушено ли кровоснабжение периферических отделов конечности.

В типичных случаях диагностика переломов или вывихов не сложна, поскольку есть указание на травму и присутствуют все признаки перелома или вывиха. Особенность диагностики травм у маленьких детей состоит в том, что они имеют большое количество мягких тканей и у них часто отсутствует смещение отломков при поднадкостничных или вколоченных переломах. Все это затрудняет выявление перелома методом осмотра и ощупывания, а точные сведения о происшедшем получить бывает очень трудно. Достоверно определить повреждения костей и суставов можно только при рентгенологическом обследовании пораженной конечности в двух проекциях с захватом ближайшего сустава. В особо трудных, сомнительных случаях делается рентгеновский снимок и здоровой конечности для сравнения индивидуальных размеров и соотношений костных ориентиров. На основании рентгенограмм можно судить о характере перелома и смещении отломков костей, наличии одного или нескольких осколков, сопутствующих нарушениях. Только с учетом данных рентгенограмм можно строить правильный план лечения больного ребенка.

Первая помощь

Оказание первой помощи ребенку при травме проводят по общим правилам травматологии.

Первое, что надо сделать при переломе, — обезболить и иммобилизировать место травмы. Иммобилизация — это придание неподвижности поврежденному участку, что значительно уменьшает болевой синдром. Временную иммобилизацию конечности можно осуществить, прибинтовав руки к туловищу, поврежденную ногу к здоровой ноге или используя такие подручные средства, которые обеспечат неподвижность места перелома и позволят транспортировать больного. Это могут быть доски, палки, лыжи и пр.

При фиксации перелома иммобилизации обязательно подлежат два смежных с переломом сустава.

Далее, если в этом есть необходимость, следует произвести обработку ран и остановить кровотечение. Наложение повязок при ранах, кровотечениях производят незамедлительно, не дожидаясь прибытия врача.

При тяжелом общем состоянии ребенка надо оставить его в лежачем положении до прибытия врача или при неподвижном положении конечностей и туловища транспортировать пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

Даже подозрение на шок требует согревания больного и проведения эффективного обезболивания. До прибытия врача следует дать ребенку какой-либо анальгетик — баралгин, анальгин, пенталгин и т. п. Врач может ввести обезболивающее лекарство прямо в область перелома — гематомы. Хорошее обезболивание достигается в таких случаях 1%-ным раствором новокаина с добавлением 70-градусного спирта. С целью анальгезии используются инъекции 1%-ного раствора промедола, трамала, баралгина или 50%-ного раствора анальгина. Предпочтение отдается первым двум. Для усиления обезболивания врачи иногда вводят раствор димедрола или супрастина в дозировке, соответствующей возрасту пострадавшего.

В большинстве случаев дети с переломом не только могут передвигаться самостоятельно, но им не требуется и специальная экстренная помощь, особенно если речь идет о верхней конечности. Не надо только откладывать обращение к врачу.

При переломах чаще всего в госпитализации необходимости нет, большинство больных успешно лечатся амбулаторно. Ребенка необходимо положить в больницу в тех случаях, когда требуется репозиция перелома, то есть сопоставление отломков, когда имеет место повреждение внутренних органов или комбинированная (перелом и ожог) травма, а также при осложненном инфекцией течении травмы. Репозиция переломов у детей производится под общим обезболиванием (наркозом) в кратчайшие сроки после травмы.

Лечение переломов и вывихов

Консервативное лечение

Лечебная тактика при переломах в детском возрасте может быть консервативной, то есть без хирургического вмешательства, активно-хирургической, когда при лечении не обнажается линия перелома, и оперативной — с открытым сопоставлением отломков. Основной метод лечения переломов у детей — консервативный. Принципы лечения больных с переломами и вывихами сводятся к следующему.

• Оказание неотложной помощи — обезболивание, иммобилизация, рентгенологическое обследование, выбор оптимального способа лечения.
• Обязательное обезболивание перед началом лечения.
• Наиболее точное сопоставление отломков.
• Обеспечение стабильности удержания отломков костей до конца сращения перелома.
• Раннее начало функционального лечения — массажа, лечебной физкультуры, физиолечения с целью восстановления движений в суставах.

Остаются непреложными три закона немецкого ортопеда Беллера при лечении любых больных с переломами костей:

A. Хорошее сопоставление.
Б. Полная иммобилизация.
B
. Восстановление полного объема движений.

В детской практике основными способами консервативного лечения являются: фиксационный, функциональный (вытяжение) или их комбинации.

Фиксационный способ лечения заключается в наложении повязок, удерживающих отломки до полного сращения перелома или обездвиживающих сустав после вправления вывиха костей на период рассасывания отека и восстановления поврежденного капсулярно-связочного аппарата. Фиксирующая повязка должна захватывать два смежных с переломом сустава, быть удобной, не нарушать кровоснабжение и функции нервов конечности, быть эстетичной. Детям непосредственно после травмы не накладывают циркулярные гипсовые повязки, поскольку переломы и вывихи у них сопровождаются значительным отеком со стороны мягких тканей, что создает высокую опасность нарушения кровоснабжения в периферических участках. Как правило, в острый период используют гипсовые лонгеты, охватывающие 2/3 окружности конечности, и только через несколько дней лонгеты можно заменить циркулярными повязками.

При консервативном лечении переломов через 4-5 дней после закрытого сопоставления отломков делают контрольные рентгеновские снимки. Выясняют, не произошли ли вторичные смещения, связанные с исчезновением отека и появлением свободного пространства под гипсовой лонгетой. Следующие рентгенологические снимки выполняют после снятия гипсовой повязки: на этих снимках хорошо видно, как срослись отломки. Срок ношения гипсовой повязки зависит от локализации перелома, его характеристики, тяжести и возраста ребенка.

У детей сроки сращения костей гораздо короче, чем у взрослых. Чем младше ребенок, тем быстрее у него срастаются кости.

В некоторых случаях с целью сопоставления отломков используют вытяжение. Это в первую очередь относится к переломам костей нижней конечности. Вытяжение или проводится до полного сращения перелома, или сменяется методом фиксации после начала образования костной мозоли.



Источник: cyberpedia.su

План

1. Табельные и подручные средства для первой помощи.

2. Раны и кровотечения.

3. Асептика и антисептика.

4. Ожоги.

5. Ушибы, вывихи.

6. Детский травматизм

7. Переломы костей. Приемы иммобилизации.

8. Травматический шок.

9. Общие правила транспортировки пострадавших.

При оказании первой медицинской помощи используют табельные и подручные средства. Табельными средствами являются: перевязочный материал – бинты, перевязочные пакеты медицинские, большие и малые стерильные повязки и салфетки, вата и др. Для остановки кровотечения применяют кровоостанавливающие жгуты, а для проведения иммобилизации специальные шины. При оказании помощи используют некоторые медикаменты: спиртовой 5%-й раствор йода в ампулах или во флаконе, 1 – 2%-й спиртовой раствор бриллиантового зелённого во флаконе, валидол в таблетках, настойку валерианы, нашатырный спирт в ампулах, соду пищевую в таблетках или порошке, вазелин и др.

Во всех учебных заведениях и учреждениях, в местах организованного отдыха взрослых и детей должны быть аптечки первой помощи. Аптечками должны быть снабжены транспортные средства, в том числе личные автомобили.

В качестве подручных средств оказания первой медицинской помощи могут использоваться при наложении повязок – чистая простынь, рубашка, ткань; для остановки кровотечения – брючный ремень или пояс, закрутка из ткани; при переломах – полоски твёрдого картона или фанеры, доски, палки.

Раной называется механическое повреждение тканей, при котором нарушается целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а зачастую и глубжележащих тканей (подкожной клетчатки, мышц, костей и др.). Независимо от происхождения ране присущи следующие признаки: боль, зияние (расхождение краёв раны), кровотечение, нарушение функции пострадавшей части тела. Ранения могут сопровождаться и общими симптомами (синдромами): обмороком, коллапсом, шоком, анемией.

Боль возникает вследствие раздражения и повреждения окончаний чувствительных нервов в области травмированных тканей. Интенсивность боли при ранении зависит:

от локализации раны. Наиболее выраженной болевой чувствительностью обладает кожа кончиков пальцев, носа, зуба, языка, половых органов;

от характера ранящего оружия. Острый ранящий предмет вызывает меньшую болезненность, чем тупой;

от быстроты повреждения ткани. Чем быстрее наносится травма тем менее выражена боль;

от индивидуальных особенностей и психического состояния пострадавшего.

Боль наиболее интенсивна тотчас после ранения и в течение первых суток. Затем она переходит в умеренную болезненность под воздействием дополнительных раздражающих факторов (давление на рану, движение травмированной конечности, при перевязке раны). Сильные болевые ощущения могут вызвать и общие тяжёлые явления в виде травматического (раневого) шока.

Зияние раны возникает в результате расхождения её краёв и зависит от размера раны, характера повреждения, сократимости мягких тканей (так концы перерезанного сухожилия или сосуда, далеко отходят один от другого).

Кровотечение различной силы и характера, является важнейшим признаком любого ранения. Сила кровотечения определяется видом раны (например, резаные раны кровоточат больше, чем ушибленные), уровнем кровяного давления, видом и размером повреждённого сосуда.

Кроме того, в той или иной степени нарушается функция повреждённой части тела. Например, движения конечности при обширной ране.

Оказывая первую медицинскую помощь, необходимо всегда помнить, что любая рана представляет опасность для жизни в виду возможных следующих смертельных осложнений: кровопотери (острого малокровия), нарушения целостности жизненно важных органов, травматического шока и развития инфекции.

Раны могут быть различными в зависимости от их происхождения, размера, формы, глубины, инфицированности и др. признаков, что и определяет наличие их различных классификаций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Источник: diplomconsult.ru

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Определение

Травматический шок — угрожающее жизни человека тяжёлое состояние, возникающее как реакция на острую травму, которое сопровождается большой кровопотерей и интенсивным болевым ощущением. Проявляется шок в момент получения травмирующего действия при переломах таза, огнестрельных, черепно-мозговых травмах, сильных повреждениях внутренних органов, во всех случаях, связанных с большой потерей крови.

Травматический шок считается спутником всех тяжёлых травм независимо от их причин. Иногда он может возникнуть спустя некоторое время при получении дополнительной травмы. В любом случае травматической шок — явление очень опасное, представляющее угрозу жизни человека, требующее немедленного восстановления в реанимации.

Классификация

В зависимости от причины возникновения травмы виды травматического шока классифицируются как:

  • Хирургический;
  • Эндотоксиновый;
  • Шок, полученный в результате ожога;
  • Шок, ставший следствием раздробления;
  • Шок от воздействия ударной волны;
  • Шок, полученный при наложении жгута.

По классификации В.К. Кулагина есть такие виды травматического шока: Операционный; Раневой (появляется в результате механического воздействия, бывает висцеральным, церебральным, пульмональным, возникает при множественных травмах, резком сдавливании мягких тканей); Смешанный травматический; Геморрагический (развивается вследствие кровотечений любого характера).

Фазы

Независимо от причин возникновения шок проходит две фазы — эриктильную (возбуждение) и торпидную (торможение).

Эриктильная

Эта фаза возникает в момент травматического воздействия на человека при одномоментно резком возбуждении нервной системы, проявляющемся в возбуждении, беспокойстве, страхе. Пострадавший сохраняет сознание, но недооценивает сложности своего положения. Он может адекватно отвечать на вопросы, но имеет нарушенную ориентацию в пространстве и во времени.

Характеризуется фаза бледным покровом кожи человека, учащённым дыханием, выраженной тахикардией. Мобилизационный стресс в этой фазе имеет разную длительность, шок может продолжаться от нескольких минут до часов. Причем при тяжёлой травме он иногда не проявляется никаким образом. А слишком короткая эриктильная фаза часто предшествует более тяжёлому течению шока в дальнейшем.

Торпидная

Сопровождается некой заторможенностью за счёт угнетения деятельности основных органов (нервная система, сердце, почки, лёгкие, печень). Возрастает недостаточность кровообращения. Пострадавший приобретает бледный вид. Его кожа имеет серый оттенок, иногда мраморный рисунок, свидетельствующий о плохом кровенаполнении, застое в сосудах, он покрывается холодным потом. Конечности в торпидной фазе становятся холодными, а дыхание учащённым, поверхностным.

Торпидная фаза характеризуется 4-мя степенями, которые обозначают тяжесть состояния.

  • Первая степень.

Считается лёгкой. При этом состоянии пострадавший имеет ясное сознание, бледную кожу, одышку, небольшую заторможенность, биение пульса доходит до 100 уд./мин., давление в артериях составляет 90-100 мм рт. ст.

  • Вторая степень.

Это шок средней тяжести. Для него характерны снижение давления до 80 мм рт. ст., пульс доходит до 140 уд./мин. Человек имеет сильно выраженную заторможенность, вялость, поверхностное дыхание.

  • Третья степень.

Крайне тяжёлое состояние человека в шоке, который находится в спутанном сознании или совсем утратил его. Кожа становится землисто-серого цвета, а кончики пальцев, нос и губы — синюшными. Пульс становится нитевидным и учащается до 160 уд./мин. Человек покрыт липким потом.

  • Четвёртая степень.

Пострадавший пребывает в агонии. Шок этой степени характеризуется полным отсутствием пульса и сознания. Пульс едва прощупывается или совсем неощутим. Кожные покровы имеют серый цвет, а губы приобретают синюшный оттенок, не реагирует на боль. Прогноз чаще всего неблагоприятный. Давление становится меньше 50 мм рт. ст.

Первая помощь

Мероприятия по оказанию помощи:

  • Срочно остановить кровотечение с помощью жгута, повязки или проведением тампонады раны. Главным мероприятием при травматическом шоке считается остановка кровотечения, а также устранение причин, спровоцировавших шоковое состояние.
  • Обеспечить усиленный доступ воздуха в лёгкие пострадавшего, для чего освободить его от тесной одежды, уложить его так, чтобы исключить попадание инородных тел и жидкостей в дыхательные пути. Если на теле травмированного есть повреждения, способные осложнить течение шока, то следует провести мероприятия по закрытию ран с помощью повязки или воспользоваться средствами по транспортной иммобилизации при переломах.
  • Завернуть пострадавшего в тёплые вещи, чтобы избежать переохлаждения, которое усиливает шоковое состояние. Особенно это касается детей и холодного времени года. Больному можно дать немного водки или коньяка, обильно поить водой с растворённой в ней солью и питьевой содой. Даже если человек не чувствует сильной боли, а это бывает при шоке, следует применить обезболивающие препараты, например, анальгин, максиган, баралгин.
  • Экстренно вызвать скорую помощь или самим доставить больного в ближайшее медицинское учреждение, лучше, если оно будет многопрофильным стационаром с реанимационным отделением.
  • Транспортировать на носилках в максимальном покое. При продолжающейся потере крови уложить человека с приподнятыми ногами и опущенным концом носилок в районе головы.
  • Если пострадавший в бессознательном состоянии или его мучает рвота, то следует уложить его набок. В преодолении шокового состояния важно не оставлять пострадавшего без внимания, внушать ему уверенность в положительном исходе.

Важно соблюсти при оказании неотложной помощи 5 основных правил:

  • Снижение болевых ощущений;
  • Наличие обильного питья для пострадавшего;
  • Согревание больного;
  • Обеспечение пострадавшему тишины и покоя;
  • Срочная доставка в лечебное учреждение.

При травматическом шоке запрещено:

  • Оставлять пострадавшего без присмотра;
  • Переносить пострадавшего без большой необходимости. Если без переноса не обойтись, то делать это необходимо осторожно, чтобы избежать нанесения дополнительных травм;
  • В случае повреждения конечностей нельзя их вправлять самим, иначе можно спровоцировать повышение болевых ощущений и степени травматического шока;
  • Не производить наложение шин на повреждённые конечности, не добившись уменьшения кровопотерь. Это может углубить шоковое состояние больного и даже стать причиной его смерти.
Источник: fireman.club

I. Эпидемиология/механизм получения травмы:

A. Падение с высоты/ДТП — причины травм у детей в 80% случаев

Б. Многосистемные повреждения — обычное явление, поэто­му следует заподозрить повреждение всех систем органов

B.

Механизмы получения травм:

1. Восстановите подробную картину происшествия.

2. Типы механизмов получения травм, требующие немед­ленного обследования в травматологическом центре:

а) падение с высоты > 1,5 м;

б) сопутствующий несчастный случай с летальным ис­ходом;

в) ребенок сбит автомашиной;

г) катапультирование;

д) время высвобождения пострадавшего > 20 мин;

е) Ребенок младше 5 лет.

II. Анатомические/физиологические особенности травмы у ребенка:

A. Размер/форма тела:

1. Более мелкая «мишень»: более интенсивная энергия воз­действия на организм, характеризуемый более тонкой жировой прослойкой, меньшим объемом эластичной соединительной тка­ни и более близким расположением внутренних органов.

2. Больший объем головы, по сравнению с телом = нередко возникает травма; быстро развивается отек.

Б. Скелет:

1. Неокончательная кальцификация.

2. Множественные зоны активного роста.

3. Менее выраженная способность поглощения значитель­ной внешней силы, в результате чего происходит повреждение внутренних органов без переломов расположенных сверху костей.

B. Площадь поверхности тела:

1. Уменьшается прямо пропорционально возрасту.

2. Потеря тепла — серьезный фактор стресса.

3. Большая поверхность тела = большая потеря жидкости через кожный покров.

Г. Отдаленные последствия

Ребенку необходимо не только избавиться от последствий травмы, но и продолжать нормальный процесс роста.

Особенности лечебных мероприятий для детей:

А. Мероприятия на дыхательных путях:

1. Приоритеты в отношении обеспечения проходимости ды­хательных путей, дыхания, кровообращения такие же, как у взрослых.

2. Дети младшего возраста:

а) трахея короче на 5 см, поэтому при бронхиальной интубации возможно прободение;

б) размеры языка больше, по сравнению с ротовой по­лостью.

3. Гортань ребенка меньше, визуализация затруднена.

4. Вводите воздуховод через ротовую полость осторожно, прижимая язык клинком; простого вращательного движения не­достаточно.

Б. Крикотиреотомия:

1. Хирургическая крикотиреотомия редко бывает показана у детей младшего возраста.

2. Предпочтительнее пункционная крикотиреотомия.

В. Шок:

1. У детей часто сопровождается значительными кровопо­терями.

2. Высокие физиологические резервы организма ребенка могут обусловить лишь незначительное снижение выраженности основ­ных признаков жизнедеятельности, по сравнению с нормой.

3. Первичная ответная реакция — тахикардия; холодные ко­нечности и систолическое АД

4. Для возмещения 25 % объема крови требуется 60 мл/кг кристаллоидного раствора (лактата Рингера).

Г. Абдоминальная травма:

1. У детей лаваж брюшной полости требуется реже; показа­ния и интерпретация результатов — как у взрослых.

2. Более выраженная вазоконстрикция = поздняя гипотен­зия с массивной кровопотерей; слабо выраженные признаки шока.

Д. Травма головы:

1. Открытый родничок и подвижные швы, более приспо­соблены к увеличению объема мозга, однако прочие признаки могут быть скрыты вплоть до наступления быстрой декомпрес­сии. Выбухающий родничок — проявление тяжелой травмы.

2. Рвота наблюдается у детей после травм головы чаще, од­нако необходима настороженность при стойкой рвоте.

3. Судороги: вскоре после возникновения травмы — обыч­ное явление, однако в случае рецидивирующих судорог требует­ся специальное обследование.

Е. Спинной мозг

Редко повреждается у детей, потому что:

а) межпозвоночные связки и суставы более гибкие;

б) объем головы у детей больший, чем у взрослых по срав­нению с их телом, поэтому величина момента сил при сгиба- нии/разгибании больше.

Ж. Травмы конечностей:

1. Дополнительное беспокойство вызывает потенциальное повреждение растущих костных пластинок.

2. Больший, по сравнению с взрослыми, объем кровопоте­ри при переломах длинных трубчатых костей и костей таза (1—2 ед. крови в результате перелома тазобедренного сустава) и разви­тие гемодинамически нестабильного состояния.

Профилактические меры неотложных состояний у детей:

A. Большинство травм, возникающих у детей, можно предотв­ратить!

Б. Дорожная безопасность:

1. Научите ребенка, при переходе улицы прежде остано­виться, прислушаться и оглядеться по сторонам.

2. Идите навстречу движению; в стороне от проезжей части.

3. Пользуйтесь детскими сидениями и ремнями безопаснос­ти при поездках в автомобиле.

4. При езде на велосипеде пользуйтесь защитными шлемами.

B. Падение с высоты:

1. Не оставляйте маленьких детей без присмотра в кроват­ках, на диване.

2. Загородите входы на лестницы от детей 1—2 лет.

3. Не разрешайте детям играть на лестницах, балконах, по­жарных лестницах.

4. Устройте так, чтобы окна открывались не более чем на 3—5 см, или установите защитные решетки или сетки.

Г. Утопление:

1. Никогда не оставляйте ни на минуту без присмотра детей в ваннах, плавательных бассейнах, открытых водоемах!

2. Научите детей плавать в раннем возрасте (3 года).

3. Овладейте приемами СЛР!

4. Не плавайте в одиночестве.

5. Не ныряйте и не прыгайте в водоемы неизвестной глубины.

Д. Пожары/Ожоги горячей жидкостью:

1. Детекторы дыма; тренировочные занятия по отработке навыков спасения на пожаре.

2. Храните спички и т. п. в местах, недоступных для детей.

3. Прием «остановись, падая, свернись в клубок» (возраст 3 года и старше).

5. Не оставляйте сосуды с горячими жидкостями на плите, на краю стола.

6. Проверьте сами температуру воды в ванне, прежде чем погружать ребенка; установите регулятор нагревателя воды на отметке 50‘С.

Е. Отравление:

1. Храните хозяйственно-бытовые химикаты, лекарства вне пределов досягаемости детей.

2. В случае действительного или предполагаемого попадания ядовитых веществ в пищеварительный тракт позвоните в службу неотложной медицинской помощи или токсикологический центр.

3. Имейте дома сироп ипекакуаны, однако давайте его ре­бенку только при наличии соответствующих указаний из токси­кологического центра или по назначению врача.

4. Поместите список телефонов аварийных служб и скорой медицинской помощи рядом с телефонным аппаратом.

5. Научите ребенка делать вызов (то есть описать несчаст­ный случай; назвать свое имя, адрес, номер телефона, ни в коем случае не вешать трубку первым!).

Источник: med-books.info

1. Травматические повреждения мягких тканей челюстно-лицевой области у детей

Лекция № 3
Травматические повреждения мягких тканей
челюстно-лицевой области у детей
Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
КБГУ, г. Нальчик , зав. каф. проф. Мустафаев М.Ш.

2. План лекции

Анатомия челюстно-лицевой области.
Частота различных повреждений мягких тканей лица
Классификация травм мягких тканей челюстно-лицевой области.
Ушибы
Ссадины
Раны
Первичная хирургическая обработка ран лица
Последствия травм мягких тканей лица.

3. Мимические мышцы лица

4. Мышцы и фасции лица

5. Слюнные железы

6. Тройничный и лицевой нерв

7. Артерии и вены головы и шеи

8. Полость рта

9. Ушиб – закрытая травма мягких тканей без нарушения целостности кожи

10. Ушибы лица

11. Ушибы лица

Гематома

12. Лечение ушибов

13. Гематомы лица

Исходы гематом:
• полное
рассасывание
• нагноение
• инкапсулирование

14. Ушибы носа

15. Остановка кровотечения из носа

16. Тампонада носа

1
2
3
4

17.

Ссадина – открытая травма с повреждением
поверхностных слоев кожи

18. Ссадина

19. Ссадины лица

20. Рана – открытая травма мягких тканей с повреждением кожи и подлежащих тканей

21. Классификация ран

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Резаные
Рубленые
Рваные
Ушибленные
Колотые
Скальпированные
Укушенные

22. Классификация ран по клиническим проявлениям

По внешнему виду раны
• линейные,
• звёздчатые
• лоскутные
• скальпированные
• с истинным изъяном тканей
По глубине повреждений раны
• как поверхностные (повреждение покровных тканей)
• и проникающие в (полости рта, носа, глазницы,
верхнечелюстной синус, череп).

23. Рваная рана лобной области

24. Клиническая картина ран челюстно-лицевой области

Раны характеризуются:
быстро нарастающим коллатеральным
отеком
значительным кровотечением
имеют зияющий вид
это не всегда соответствует тяжести
повреждения!

25. Клиника ран

26. Клиника ран

27. Рана с дефектом тканей

28. Диагностика ран

• Диагностика ран, как и любых травм включает
• установление времени повреждения
• вида травмирующего фактора
• определение соматического состояния
• определение психоэмоциональных особенностей
ребенка

29. Диагностика ран

• Клиническое
обследование
• Рентгенологическое
исследование
• Консультация





невропатолога
нейрохирурга
окулиста
оториноларинголога
детского травматолога

30. Неотложная помощь

1) Остановка кровотечения
2) Борьба с шоком
3) Профилактика асфиксии

31. Лечение ран

Основные принципы и особенности хирургической
обработки ран лица
1. вмешательство должно быть полным по объему
2
. наиболее ранним и щадящим
3. края раны не иссекаются, отсекаются лишь явно
нежизнеспособные ткани
4
. узкие раневые каналы полностью не рассекаются

32. Лечение ран

Основные принципы и особенности хирургической
обработки ран лица
5. инородные тела из раны удаляются, но поиск
инородных тел расположенных в труднодоступных
местах не предпринимают
6
. раны, проникающие в полость рта, обязательно
изолируются от ротовой полости путем
наложения глухих швов
7
. на раны век, крыльев носа и губ, всегда
накладывают первичный шов независимо от
сроков хирургической обработки раны.

33. ПХО ран лица

34. ПХО ран лица

35. Хирургическая обработка раны

• Первичная хирургическая обработка (ПХО)
– первичная ранняя — до 24 ч
– отсроченная — 24 — 48 ч
– поздняя — 48 — 72 ч
• Вторичная — проведенная второй
развитии нагноительных процессов)
раз
(при

36. Этапы ПХО раны челюстно-лицевой области:

1) асептическая и антисептическая обработка
операционного поля;
2) обезболивание;
3) окончательная остановка кровотечения;
4) ревизия раны;
5) послойное ушивание раны.

37. ПХО раны лобной области

38. Этапы вторичной хирургической обработки раны:

1. раскрытие раневого канала
2
. удаление некротизированных тканей и
раневого детрита
3. создание условий для адекватного
дренирования.

39. Ушибленная рана подглазничной области

40. Ушибленная рана подглазничной области

41.

42. Шовный материал

43. Шовный материал

44. Шовный материал

45. Техника наложения узлового шва

46. Рваная рана щеки

47. Резаные раны верхнего века, носа

48. Резаные раны верхнего века, носа (проводится ПХО)

49. Резаные раны верхнего века, носа

(после ПХО)

50. Резаная рана подподбородочной области (внутрикожный шов)

51. Ушибленно-рваная рана носа, подглазничной области слева. Открытый перелом костей носа.

52. Ушибленно-рваная рана носа, подглазничной области слева. Открытый перелом костей носа.

Подглазничный
нерв

53. Ушибленно-рваная рана носа, подглазничной области слева. Открытый перелом костей носа.

1 – е сутки после ПХО

54. Ушибленно-рваная рана носа, подглазничной области слева. Открытый перелом костей носа.

10 – е сутки после ПХО

55. Ушибленно – рваные раны верхней и нижней губы

до ПХО

56. Ушибленно – рваные раны верхней и нижней губы

инфильтрационная
анестезия
после ПХО

57. Ушибленно – рваные раны верхней и нижней губы

до ПХО
после ПХО

58. Рана подглазничной, височной, лобной области, верхнего века справа с дефектом тканей

После ПХО раны
После свободной
кожной пластики

59. Заживление раны

60. Техника снятия шва

на 6 – 7 сутки

61. Последствия травм лица

62. Последствия травм мягких тканей лица

Рубцовая деформация
нижней губы
Устранение рубцовой
деформации пластикой
местными тканями

63. Последствия травм мягких тканей лица

Рубцовая деформация
лобной области
Устранение рубцовой
деформации проведением
дермобразии

Источник: ppt-online.org