Выбор средств гигиены полости рта для детей разных возрастов&nbsp


Зубной налет, скапливающийся на зубах, содержит бактерии, которые посредством выделяемых ими кислот способны разрушать зубы. Поэтому необходимо очищать зубы и десны от зубного налета. К нашей великой радости, на сегодняшний день существует масса разнообразных средств гигиены, позволяющих нам удалять все остатки пищи и мягкий зубной налет не только с передней, задней и жевательной поверхностей зубов, но чистить промежутки между. И каждый ребенок с раннего детства должен знать, что чистить зубки – это здорово, весело, а главное – полезно!

 

1.             Очень важно приучать малыша заботиться о зубах еще до прорезывания первого зуба, т. к. здоровье молочных зубов является гарантией нормального формирования постоянных. Микроорганизмы, которые вызывают кариес, могут присутствовать даже у трехмесячного ребенка, поэтому важно очищать полость рта еще до появления первого зубика. В этом нам могут помочь дентальные салфетки. Они сделаны из специального нетканого материала с пропиткой, содержащей ксилит, который уничтожает бактерии. Можно применять детям с четырех месяцев. Гипоаллергенны, каждая упакована в индивидуальный пакетик. Салфетками аккуратно протирают десны, язык и внутреннюю поверхность щек, а затем и первые зубики.

2.             После того как прорезался первый зуб, можно приобретать специальную щетку с резиновыми ворсинками, она очищает налет и массирует десны. Спустя несколько недель малышу можно предложить обычную (мануальную) детскую щетку с мягкой щетиной и маленькой рабочей частью. Обязательно обращайте внимание на возрастную маркировку. Процедуру чистки проводят обязательно утром и вечером. Особенно важна вечерняя чистка, так как ночью слюны у ребенка вырабатывается меньше, и она менее активна в отношении патогенных микроорганизмов.

3. При выборе щеток следует знать, что они бывают мануальные и электрические. Мануальные зубные щетки имеют разный тип щетинок:

  • маленькие щетинки (подойдут для детей от 0 до 5 лет);

  • средние щетинки (самые распространенные, подходят для детей от 5 лет);

  • жесткие щетинки (для тех, у кого повышенное образование зубного налета и камней; используются, как правило, по назначению врача, т. к. могут повредить эмаль и десны).

4. Примерно к трем годам детям можно рекомендовать электрическую зубную щетку. Такие щетки интересны детям, и процесс чистки превращается в игру. Плюс к этому – вибрация и рабочая часть щетки схожи с теми, что используют в стоматологическом кабинете. Малыш адаптируется к ним, и, когда приходит время посетить доктора, вибрация и шум наконечника его не пугают.

Электрические зубные щетки следует чередовать с мануальными, т. к., если эмаль неплотная, их использование может привести к ее истираемости.

5. С ответственностью нужно подойти и к выбору зубной пасты. Прежде всего нужно ориентироваться на возраст ребенка, т. к. концентрация некоторых компонентов может быть опасна для ребенка.

Пасты от 0 до 4 лет. Такая паста должна быть прежде всего безвредна при сглатывании, т. к. некоторая часть ее при чистке съедается. Содержание фтора в пастах этой группы максимально снижено или вообще отсутствует.

Паста с 4 до 8 лет. В этом возрастном периоде молочные зубы начинают меняться на постоянные. И паста должна учитывать особенности тех и других зубов.

Пасты с 8 до 14 лет. В этом возрасте преобладают постоянные зубы, поэтому содержание фтора приближено к взрослому.

6. Флоссы (зубная нить) предназначены для удаления налета и остатков пищи с контактных поверхностей, где нет возможности прочистить щеткой. Флоссы бывают невощеными и вощеными, круглыми и плоскими, с пропиткой (которая укрепляет зубную эмаль) и без. Самостоятельно пользоваться флоссом дети могут примерно с девяти лет. До этого времени обязательно нужна помощь родителей.

Также существуют суперфлоссы – нить с односторонним утолщением. Позволяет очищать налет с ортодонтических конструкций (брекетов).

7. Пенки предназначены для удаления зубного налета в ситуации, если нет возможности использовать щетку и пасту. Подходят для детей, которые носят брекеты, капы, пластинки. Детские пенки подходят для всех возрастов.

8. Специальные зубные щетки, предназначенные для очищения межзубных промежутков и пространства под брекетами, – ершики. Рабочая часть такой щетки состоит из одного пучка волокон в виде конуса или нескольких пучков, расположенных в один ряд.

9. Ополаскиватели для полости рта также предназначены для удаления налета и остатков пищи. Рекомендуются детям примерно с шести лет, а также при ношении брекетов – для качественной чистки ротовой полости.

10. Ирригатор помогает удалить остатки пищи и налета из труднодоступных мест струей воды, а также массирует десна и улучшает кровообращение. Чистка ирригатором не заменяет основную чистку зубной щеткой, она проводится уже после нее, но тот факт, что качество чистоты зубов и десен значительно улучшается с применением ирригатора, бесспорен. Ирригатор особенно необходим для ухода за полостью рта при наличии детских съемных пластиночек, коронок и брекет-систем.

11. Также для того, чтобы ребенку привить правильный навык чистки, были специально разработаны окрашивающие зубной налет ополаскиватели и таблетки. После того как ребенок прополощет рот таким средством, те места, где он плохо прочистил зубы, окрасятся. Эти места нужно будет почистить еще раз.

В заключение хотелось бы отметить, что средств гигиены очень большое разнообразие, и что выбрать конкретному ребенку, нужно решать индивидуально на консультации у стоматолога. Но что бы ни рекомендовал вам врач, если ребенок не будет систематически заботиться о своих зубах, то никакая чудо-щетка и чудо-паста не уберегут его от кариеса.

Вероника Владимировна Галина, врач-стоматолог детского возраста: «Привить ребенку индивидуальные гигиенические навыки по уходу за полостью рта и воспитать у него позитивное отношение к ним можно только совместными усилиями родителей и врача детского стоматолога-терапевта, который с особым усердием расскажет и покажет, как нужно правильно ухаживать за зубками. А задача родителей – на своем собственном примере показывать ребенку, что за зубами просто необходимо ухаживать с особой тщательностью».

Источник: astreja.ru

1. Зубные щетки для детей

Зубные щетки как мануальные, так и профилактические. Среди детских зубных щеток преобладают гигиенические. Электрическими зубными щетками для детей мы рекомендуем пользоваться с восьмилетнего возраста. Детские электрические профилактические щетки у нас на рынке вообще не представлены. Основная направленность использования зубных щеток – это максимально эффективное удаление зубного налета. Однако, ввиду того, что в период созревания эмали зубов после прорезывания их коронок, чтобы не нарушить поверхностные слои, рекомендуется использовать зубные щетки только с мягкой щетиной (второй тип жесткости щетины, используемый в зубных щетках). Также кончики щетинок детских щеток должны быть закруглены и отполированы. В настоящее время выделяют три вида детских зубных щеток – для детей до 2 лет, для детей до 6 лет и до 8 лет, что соизмеряется с размером головки щетки соответственно возрасту ребенка. В целом же весь дизайн щетки должен соответствовать основному требованию – т.е. быть безопасным для пользователя.

Поэтому особое значение придается отсутствию острых краев, углов, поверхностей – детская зубная щетка должна быть полностью атравматичной для всех органов и тканей полости рта; максимально соответствовать по размеру головки ротовой полости, а величина щеточного поля – размеру детских зубов. Кроме этого, «наружние» части детской щетки, т.е. те части щетки, которые в период чистки зубов находятся вне полости рта, должны быть атравматичны для губ и других тканей лица, удобно фиксироваться в руке ребенка и быть абсолютно атравматичны для кожи детской кисти. Совершенно недопустимы модели детских зубных щеток, у которых ручка выполнена в виде многомерного мультгероя или какого-либо животного, с огромным количеством острых углов, легко травмирующих кожу руки, вызывая болевые ощущения. Подобные щетки годятся только для музея или декорации витрины, но никак не для использования. Процедура чистки зубов ни в коем случае не должна ассоциироваться у ребенка с какими-либо неприятными и, тем более, с болезненными ощущениями.

2. Зубные пасты для детей

В настоящее время предпочтение отдается фторсодержащим пастам с пониженным содержанием ионов фтора в них. В среднем в пастах, рассчитанных на детей до 4 лет, содержание фтора не должно превышать 500 ppm. Это еще обусловлено тем, что дети заглатывают до 30% пасты во время гигиенической процедуры.

Следует уяснить следующие положения: в местах проживания с повышенным и высоким содержанием соединений фтора (1,5 и более мг/л) в питьевых водоисточниках вообще не следует использовать фторсодержащих паст. В больших концентрациях фтор ядовит и опасен, одним из проявлений длительного потребления соединений фтора внутрь является развитие заболевания – флюороза.

В местах, где питьевые водоисточники не содержат фтористых соединений и других микроэлементов, зубная паста с фтором может стать его единственным источником. Поэтому, если дети, заглатывают зубную фтористую пасту, то опасаться тут нечего – тем самым, они хоть как-то восполняют потребность организма. Только пероральное потребление соединений фтора ведет к образованию стойкого соединения фторапатита, которое значительно укрепляет эмаль зубов.

Далеко не все фтористые соединения, входящие в состав зубных паст, действуют одинаково.

По степени убывания активности их следует разместить следующим образом: аминофторид, фторид олова, фторид натрия (NaF), монофторфосфат натрия и фторофосфат натрия (Na2PO3F). Фтористые соединения способны образовывать поверхностный защитный слой на зубе. Этот слой состоит из фторида кальция (CaF2). Аминофторид создает высокостабильный защитный слой, монофторфосфат натрия образует сравнительно легко смываемый защитный слой, NaF образует нестабильный слой, a Na2PО3F вообще его не образует. Кроме этого, фтор нарушает метаболизм бактерий, тем самым, действуя как антибактериальный агент. В свою очередь, снижение числа бактерий приводит к снижению количества выделенных ими кислот, следовательно, кислотная атака на твердые ткани зубов будет менее интенсивной. С этих позиций мы можем их также рассматривать как антикариесный и противовоспалительный агент.

В последнее время в зубных пастах, рассчитанных на молочные зубы, рН среды значительно сдвинуто в кислую сторону и составляет менее 5,5. Подобное явление обусловлено тем, что, как показали исследования последних лет, в кислой среде ионы фтора значительно легче проникают в твердые ткани молочных зубов и способствуют процессам реминерализации, препятствуя, тем самым, процессам деминерализации.

С тем, чтобы дети не ели зубную пасту, как лакомство, все реже в их составе используют фруктовые отдушки, типа малины с клубникой. В последнее время отдается предпочтение нейтральной мятной отдушке, которая не только хорошо дезодорирует, но и не вызывает позыва заглотить пасту.

3. Жидкие средства гигиены полости рта для детей

Ассортимент жидких средств гигиены полости рта для детей весьма ограничен и, в первую очередь, из-за того, что до шести лет ребенка просто нельзя научить полоскать рот. Это связано с тем, что формирование конкретных рефлексов происходит в определенное время. Именно в шесть лет и старше, в зависимости от умственного развития ребенка, проявляется его способность полоскать рот. Этим отчасти и объясняется значительно меньшее количество предлагаемых на рынке жидких средств ГПР для детей. Все жидкие СГПР для детей производятся на безалкогольной основе, т.е. в них не используется спирт в качестве консерванта, чаще это бывают такие антисептики, обладающие выраженными антибактериальными свойствами, как триклозан и цетилперидиум хлорид. За счет них ополаскивателям для рта также придаются антиплаковые свойства, т.е. способность препятствовать образованию и формированию мягкого зубного налета. При воспалительных процессах также рекомендуется использовать растворы трав и растений, приготовленные перед употреблением. В этих случаях предпочтение отдается ванночкам, а не полосканиям.

4. Интердентальные средства гигиены для детей

Интердентальные средства гигиены для детей отдельно не производятся, но так как ребенок может и должен их применять, то практика показала, что 4-летний ребенок легко может научиться пользоваться зубной нитью, и его несложно этому обучить. Использование интердентальных СГПР с раннего возраста показывает их большую эффективность в профилактике кариеса и болезней пародонта, а также подтверждает, что значительно проще выработать мотивированный подход к уходу за межзубными промежутками, который сохраняется на всю жизнь. Ребенок может использовать практически все интердентальные СГПР (флоссы, тэйп, флоссетты, ершики).

Единственно, не рекомендуется прибегать к зубочисткам, особенно деревянным, так как значительно возрастает травмоопасность. Межзубные ершики, суперфлоссы становятся крайне важным атрибутом гигиены полости рта в период использования ортодонтических конструкций, особенно типа брекетов. В период исправления патологии прикуса или положения отдельных зубов с использованием ортодонтической аппаратуры, вероятность образования, формирования и роста зубного налета возрастает в несколько раз, а роль его механического удаления увеличивается и актуализиируется еще больше. Только эффективное механическое очищение зубов и ортодонтических конструкций может препятствовать развитию налета, а как следствие этого – кариеса зубов, заболеваний пародонта (в первую очередь, гингивит), деминерализации эмали вокруг ортодонтических конструкций вплость до отставания брекета вместе с частью деминерализированной эмали. В такой ситуации искажается вся направленность действия СГПР из-за отсутствия их правильного, целевого и регулярного использования.

Источник: www.smile-center.com.ua

Как сообщают актуальные исследования в области стоматологии, правильная гигиена полости рта – составляющая, занимающая до 90% среди факторов здоровья зубов и полости рта.

Именно поэтому задачей специалистов является не только лечение существующих болезней, но и их предупреждение при помощи обучения правилам гигиены.

Общая информация

Грамотная гигиена ротовой полости является одной из важнейших мер первичной профилактики стоматологических заболеваний, в том числе, пародонта.

Предотвращение патологий существенно повышает качество жизни населения и уменьшает экономические затраты на осуществление стоматологической помощи.

В связи с этим, задачей гигиенистов и стоматологов является просветительская деятельность, способствующая качественному исполнению гигиенических процедур населением.

В понятие гигиены ротовой полости индивидуального характера входят такие моменты:

  • использование качественных инструментов для ее поддержания – девайсов, паст;
  • чистка элементов зубного ряда и правильная техника ее осуществления;
  • использование дополнительных профилактических мероприятий от стоматологических заболеваний.

При этом в любой урок гигиены должны входить три обязательных компонента для качественного усвоения знаний:

  • мотивация;
  • выбор средств и методов гигиены;
  • практическое обучение по выбранным методам.

Важно, чтобы знания и умения об уходе за полостью рта прививались массово, системно и качественно. Поэтому специалисты должны консультировать население различных возрастов и категорий.

Особенно это касается тех частей общества, которые сами имеют непосредственное отношение к передаче знаний последующим поколениям – это молодые родители, учителя, врачи других специальностей и т. д.

При обучении гигиене детей и подростков существуют свои нюансы воздействия. Иногда более эффективным оказывается объяснение от педагога или родителя, чем от медицинского специалиста. В случае родителей ребенок усваивает от них знания и закрепляет навыки, регулярно наблюдая их личный пример.

В зависимости от целевой аудитории и контекста, специалисты могут выбирать различные формы диалога.

Знания могут передаваться в индивидуальном порядке (если пациент пришел на прием и его проблемы очевидно вытекают из недостаточности соблюдения гигиены), групповом, офисном, коммунальном (когда речь идет о регулярной просветительской деятельности и целенаправленной передаче знаний).

Мотивация

Для взрослого человека польза ухода за полостью рта очевидна в большинстве случаев. Однако детям и подросткам, на стадии привития им гигиенических навыков и упрочнения полезной привычки, часто требуется привести доказательства того, что уход за ротовой полостью необходим.

Встречаются оппоненты и среди взрослых пациентов. В качестве мотивирующих факторов могут выступать следующие утверждения:

  • микробы, содержащиеся в отложениях на поверхности костных органов, разрушают твердые ткани;
  • атака вредоносных элементов при наличии загрязнений происходит постоянно и непрерывно;
  • здоровые единицы позволяют в полной мере наслаждаться жизнью, в отличие от больных;
  • стоматологические болезни касаются каждого;
  • большую часть патогенных факторов можно искоренить благодаря ежедневному уходу за ротовой полостью;
  • сохранять здоровье элементов челюстных рядов гораздо проще и выгоднее, чем лечить последствия отказа от гигиены.

В качестве наглядных примеров для пациента лучше использовать различные визуальные пособия. В случае с демонстрацией вреда отложений на эмали лучше всего прибегнуть к нативному препарату, который можно рассмотреть через микроскоп, или демонстрации отложений после показательной чистки зондом или нитью.

Для демонстрации распространенности стоматологических болезней лучше всего использовать наглядные схемы, графики, диаграммы. Чтобы показать состояние полости рта самого пациента, используется фото- или видеосъемка с увеличением.

Как ничто другое пациентов мотивирует наглядное отображение экономических затрат на лечение болезней пародонта, протезирование, в сравнении с ежемесячными затратами на средства гигиены полости рта.

Весьма показательным является перечисление симптомов, которые возникают при систематическом пренебрежении стоматологическими рекомендациями.

Необходимо объяснить пациенту, насколько здоровые зубы выгоднее больных – ведь с безупречной улыбкой пациент может не чувствовать боли, без стеснения улыбаться, принимать пищу и т. д.

Выбор средств и способов

Выбор средств для гигиены полости рта производится в индивидуальном порядке врачом-стоматологом для конкретного пациента. Учитываются индивидуальные особенности и потребности организма.

Врач рассказывает о том, какую необходимо приобрести щетку, пасту, флосс (зубную нить) и дополнительные средства гигиены. Отдельным плюсом является наличие у врача в кабинете подобных продуктов, которые пациент при желании может приобрести.

Существует два основных подхода к обучению чистке полости рта – демонстрационное и практическое. В случае демонстрационного обучения врач показывает пациенту необходимые действия на модели, сопровождая свои действия пояснениями. На модели врач может проверить уровень текущих практических навыков пациента по чистке зубов.

Практическим обучением является перенесение демонстрации на личный опыт – иными словами, пациент тестирует полученные навыки на себе.

Практическое обучение также может быть использовано в диагностических целях, дабы проверить, насколько тщательно пациент проводит процедуру. После такой «тестовой» чистки производится окрашивание налета и его визуальная оценка.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Уход в зависимости от возраста

Восприятие ребенка меняется с возрастом и нуждается в поиске различных подходов к обучению. Кроме того, в зависимости от возраста меняется потребность в контроле и используемых инструментах.

Уроки для родителей грудничков

Зубки малыша следует обрабатывать с момента их прорезывания после каждого кормления, используя для этой цели специальный напальчник или мягкую марлевую ткань, смоченную в кипяченой воде. Следует осторожно обработать полость рта, избавив ее от остатков пищи.

Дети от года до трех лет

Возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению врачей-гигиенистов, является наиболее актуальным для начала обучения ребенка правилам ухода.

Задача — правильно обучить ребенка технологии гигиены, а также регулярно контролировать ее соблюдение, ложится на плечи родителей.

В обязанности родителей входит не только обучить ребенка правилам гигиены, но и привить ему необходимую мотивацию – рассказать о последствиях несоблюдения правил ухода, а также преподать личный пример грамотного отношения к здоровью и чистоте элементов челюстных рядов.

С полутора лет следует приучать ребенка ополаскивать рот после приема пищи кипяченой водой. С 2,5 лет можно приучать ребенка к чистке, смоченной в воде зубной щеткой с мягкой щетиной.

С 4 до 6

К 3 годам у малыша уже должна быть сформирована привычка ухаживать за ротовой полостью дважды в день, а при наличии кариеса или иных стоматологических патологий – эту процедуру следует проводить после каждого приема пищи.

Родители должны регулярно контролировать тщательность проведения процедуры, которые обрабатываются с внешней и внутренней стороны, и длительность чистки не должна быть меньше 3 минут.

Для дошкольников необходимо использовать специальную пасту, соответствующую возрасту, обогащенную фторидами – это защитит зубы от кариеса. Количество пасты для одной чистки должно быть не более размера горошины. Родители должны следить, чтобы малыш не глотал пасту.

Начиная с трехлетнего возраста, можно проводить демонстративный контроль чистки для более качественного обучения навыкам гигиены.

Для этого родитель может взять ушную палочку и смочить ее в 2% растворе йода. Провести по внешней стороне эмали – отложения подвергнутся окрашиванию, а чистые участки нет. Для подобных целей в продаже есть и другие препараты, окрашивающие налет в разные цвета.

Когда молочные зубки ребенка установят плотный контакт, в дополнение к чистке необходимо производить флоссинг – чистку межзубных поверхностей специальной нитью.

После 5 лет можно приучать ребенка к этой процедуре самостоятельно, перед сном.

С 7 до 10

Детям школьного возраста для регулярного подкрепления мотивации можно рассказывать о пользе гигиены, роли зубов в жизни человека, различных заболеваниях полости рта и методах их профилактики.

Родителям необходимо контролировать, насколько хорошо ребенок относится к инвентарю для поддержания гигиены. Ежедневные процедуры должны включать в себя также обработку зубной щетки мылом и ее содержание в отдельной посуде.

Целесообразно познакомить школьника с более широким спектром продуктов для поддержания гигиены – ополаскивателями, порошками, видами паст и т. д.

Со школьного возраста ребенок может использовать все те же продукты, что и взрослые, однако предпочтение еще следует отдавать «вкусным» пастам и эстетичным инструментам.

С 10 до 14

С детьми этого возраста лучше всего производить демонстрационные мероприятия в присутствии родителей в кабинете стоматолога.

Если выявлена недостаточность гигиенических мероприятий, то установить причину можно при помощи интервьюирования или заполнения анкеты. Затем, в зависимости от полученных сведений, стоматолог разъясняет ошибки и правила ухода.

С 15 до 18

С подростками этого возраста беседы проводятся так же, как и со взрослыми. Обучение должно строиться в индивидуальном порядке при посещении врача-стоматолога, с опорой на объективные и субъективные жалобы.

Стандартный метод чистки зубов

Зубы чистят по 3—4 минуты. Перед и после чистки следует провести ополаскивание полости рта водой, активно используя мимические мышцы и с усилием пропуская воду сквозь межзубные промежутки.

Фронтальные поверхности передних единиц и щечные – боковых очищаются при помощи движений «вверх-вниз», «вперед-назад».

Жевательные поверхности чистятся при помощи движений «вперед-назад», как и внутренние поверхности фронтальных и боковых единиц. Поверхности неба и языка следует чистить легкими подметающими движениями.

Выводы

Обучение гигиене полости рта следует производить комплексно, ища индивидуальный подход и основываясь на возрастных характеристиках целевой аудитории.

На детей лучше всего действует личный пример родителей и регулярное обучение вкупе с контролем и демонстрацией. Взрослые пациенты нуждаются скорее в экономической мотивации и индивидуальном подходе со стороны врача.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

похожие статьи

Все права защищены, © 2014-2018 vash-dentist.ru Sitemap XML
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет
квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: www.vash-dentist.ru

В ротовой полости человека обитает около 300 видов микробов, деятельность которых приводит к развитию многочисленных заболеваний. Правильный уход за зубами позволяет на 50% сократить риск образования кариеса. Очищение рта от остатков пищи после еды, удаление зубного камня предотвращает расшатывание зубов и воспаление десен. Следование рекомендациям специалистов и применение верно подобранных средств гигиены обеспечит здоровье ротовой полости.

Необходимость гигиены полости рта

Значение гигиены нельзя недооценивать – от нее зависит здоровье полости рта и организма в целом. Специалисты считают, что правильный уход за зубами – наилучший способ предупреждения стоматологических проблем и болезней ЖКТ.

Индивидуальная гигиена заключается в удалении зубного налета и частичек пищи, очищении межзубной области и десневых борозд. Эффективность гигиенических мероприятий зависит от применяемых инструментов и методов. Процедуру чистки зубов нужно выполнять одинаково:

  • начинать с одного и того же места зубного ряда;
  • привыкнуть к определенной последовательности;
  • выдерживать длительность обработки каждого участка ротовой полости.

Методы соблюдения гигиены включают несколько техник чистки полости рта. Чаще всего используются:

  1. Метод Леонардо. Очищение щеткой осуществляется движениями от десны вверх к коронке зуба.
  2. Метод Фонеса. Зубы сжаты, головка щетки располагается под прямым углом к ним. Очищение передней поверхности выполняется круговыми движениями. После открытия рта остальные поверхности обрабатываются по спирали.

Гигиенические процедуры не должны ограничиваться домашним уходом за ротовой полостью. Если мягкие отложения и густой налет на языке можно убрать самостоятельно, то удаление зубного камня возможно только в стоматологическом кабинете.

Гигиениста необходимо посещать минимум раз в год. Контроль состояния тканей должен осуществляться регулярно.

Средства индивидуальной гигиены

Основные

Для ухода за полостью рта существует целый ряд средств, которые нужны каждому человеку для профилактики заболеваний и сохранения здоровья тканей. К основным предметам гигиены полости рта относятся обычные или электрические щетки и лечебно-профилактические зубные пасты. Выбор инструментов зависит от существующих проблем полости рта и конкретных задач, которые они должны выполнять.

Зубная щетка

Зубная щетка – основной инструмент, который служит для очищения полости рта и выполнения массажа десен (рекомендуем прочитать: как сделать массаж десен в домашних условиях?). С помощью нее осуществляется механическое удаление микрочастиц пищи и налета, а также наносятся лечебно-профилактические препараты. Зубные щетки изготавливаются с маленькой, средней и большой головкой.

Научные исследования показывают, что лучше выбирать компактное средство гигиены полости рта – его проще направлять, добираясь до каждого уголка зубного ряда. С. Б. Улитовский выделяет зубные щетки для взрослых, подростков и детей. Взрослым рекомендованы щетки с длиной головки 2,3–3 см и шириной до 1 см, детям – 1,8–2,5 и 0,8 см соответственно.

Различают несколько профилей щетины: многоуровневая, плоская, выпуклая, вогнутая. Щетки с ворсинками разного уровня считаются наиболее эффективными, поскольку тщательно убирают скапливающийся налет.

Зубные щетки изготавливают с применением натуральной и искусственной щетины. Природный материал по качеству уступает синтетическому, поскольку такие инструменты сложно содержать в чистоте, а наличие срединного канала в волосках приводит к скоплению в них микроорганизмов.

Синтетические щетинки изготавливают с закругленными кончиками – это позволяет избежать травмирования слизистой. Волокна не имеют пор, благодаря чему в щетке не скапливаются патогенные микроорганизмы, способные вызывать заболевания ротовой полости.

Зубные щетки выпускаются с мягкими, жесткими щетинками и ворсинками средней жесткости. Последние считаются универсальными. Щетки с жестким ворсом могут покупать взрослые с полностью здоровыми деснами и зубами. Изделия с мягкими волокнами применяются пациентами с заболеваниями слизистой, а также рекомендованы деткам.

Зубная паста (классификация по С. Б. Улитовскому)

С. Б. Улитовский предлагает современную классификацию средств гигиены полости рта. С учетом их действия доктор медицинских наук выделяет 5 поколений зубных паст. Классификация создана по принципу их смены с течением времени, поскольку с момента изобретения паст изменилось не только количество и качество ингредиентов, но и их свойства, и возможности производства. Классификация паст по С. Б. Улитовскому представлена в таблице.

Группы Подгруппы Поколение Действие Сложность состава
Гигиенические 1 Очищение зубов от налета и удаление неприятного запаха. Максимально простой состав.
Лечебно-профилактические Простые 2 Противокариесное, противовоспалительное, абразивное свойство, действуют на устранение гиперчувствительности эмали. Наличие 1–2 лечебных компонентов.
Сложносоставные Комбинированные 3 и 4 Противокариесное, противовоспалительное, противогрибковое, абразивное, антимикробное действие. Предотвращают образование налета и гиперчувствительности, обладают отбеливающим эффектом. 2 и более ингредиента, направленных на профилактику или терапию одной и той же патологии.
Комплексные 5 Противокариесное, противовоспалительное, антисенситивное, антиплаковое (не дают образоваться зубному налету), антимикробное, отбеливающее действие. Входят 1 и более лечебных веществ, действующих на разные виды патологии.

Дополнительные

Дополнительные средства по уходу не являются обязательными, их роль – улучшить очищение зубов и слизистой. Некоторые продукты, например ирригаторы или флоссы, обязательны для использования тем пациентам, у которых установлены импланты или зубные протезы. Применение дополнительных средств гигиены полости рта позволит дольше сохранить здоровье тканей.

Зубочистка

Одним из дополнительных предметов ухода является зубочистка – это самый простой инструмент для удаления частичек пищи из промежутков между зубами и десневых карманов. Существуют деревянные, пластиковые, резиновые зубочистки с круглым или заостренным концом.

Перед использованием изделия рот нужно прополоскать водой, а после очищения – специальным ополаскивателем. Удаление налета и остатков еды нужно проводить осторожно, поскольку острым концом зубочистки легко травмировать нежную слизистую.

Флосс (зубная нить)

Флоссы – предметы гигиены полости рта, которые дают возможность снять отложения с боковой поверхности зубов. Флосс – это нить из шелка или синтетики, упакованная в миниатюрную коробочку-держатель. Нить может состоять из одного или нескольких волокон, иметь пропитку из фтора, ментола и т. д. Это средство индивидуальной гигиены легко входит в промежутки между зубками, куда не добираются щетинки щетки.

Флосс – дополнительное средство ухода, которое желательно использовать как минимум дважды в день (утром и вечером). Заведя нить между зубами, нужно прижать ее к поверхности единицы и провести вверх и вниз несколько раз. Согласно рекомендациям по использованию, желательно не доводить флосс до десны, поскольку ее можно порезать.

Межзубный ершик

Интердентальные ершики применяются для удаления скопившегося налета из участков, до которых нельзя добраться с помощью нити. Для людей, у которых нет в ротовой полости никаких искусственных конструкций, такой вид личного средства гигиены не нужен. Он применяется только пациентами, которые носят коронки, брекеты для исправления прикуса и протезы. С помощью обычной щетки или нити очистить такие изделия невозможно. В продаже есть интердентальные ершики в форме конуса или цилиндра разной длины и размера.

Скребок

Скребок необходим для удаления налета с языка (рекомендуем прочитать: как можно очистить язык от налета в домашних условиях?). В сосочках застревают микрочастицы пищи, размножаются бактерии, что становится источником неприятного запаха. На многих зубных щетках с обратной стороны головки присутствует прорезиненная ребристая поверхность, которой можно обрабатывать язык и щеки. Однако производители скребков утверждают, что их продукт гарантирует более качественную чистку (из-за плотного контакта инструмента с поверхностью языка) (рекомендуем прочитать: техника чистки языка от налета в домашних условиях).

Этим средством личной гигиены желательно пользоваться всем людям, но есть и особые показания к применению:

  • постоянный неприятный запах изо рта;
  • систематическое курение;
  • заболевания ЖКТ.

Ирригатор

Ирригаторы – это специальные приборы для ухода за зубами, которые подают струю воды под давлением. Насадка позволяет направить поток на определенный участок зубного ряда, удаляя мягкий налет и частицы пищи. Приобретая инструмент, нужно обращать внимание на его характеристики. Сегодня существуют стационарные и портативные ирригаторы для индивидуального или семейного использования моноструйного, импульсного типа и с микропузырьковой технологией.

Компактное устройство имеет большое значение для ежедневного ухода – он удаляет налет эффективнее, чем ершики или флоссы. В прибор можно заливать не только воду, но и раствор соли или отвар на основе сырья растительного происхождения.

Ополаскиватель

Нельзя недооценивать важность ополаскивателей – они усиливают эффект от чистки зубов с использованием пасты, щетки и флосса. Жидкие средства гигиены для полости рта условно делят на гигиенические и лечебные. Первые выполняют только дезодорирующую функцию, вторые делятся на два вида:

  • жидкости, обладающие антибактериальным эффектом и уменьшающие отложение зубного налета;
  • ополаскиватели, содержащие фтор и другие компоненты, осуществляющие минерализацию зубов.

В последнее время потребители выбирают растворы, которые призваны бороться с определенными патологиями или предотвращать их. Пользуются популярностью жидкости:

  • противокариесные – содержат фторид натрия, применяются после паст с кальцием, предупреждают развитие кариеса;
  • антимикробные и противовоспалительные – в них включен триклозан, гексэтидин, хлоргексидин, экстракт ромашки;
  • десенситивные – содержат аминофторид, уменьшают чувствительность зубов;
  • жидкости с папаином – вещество размягчает отложения.

Для полоскания требуется 10 мл раствора. Некоторые жидкости, согласно рекомендациям производителя, нужно разводить водой. Время полоскания составляет 1 минуту.

Уход за протезами

Протезы позволяют восстановить зубной ряд, но имеют существенный минус – нарушают естественное очищение рта и затрудняют проведение гигиенических процедур. При ношении искусственных зубов важность очистки ротовой полости увеличивается. Для качественного ухода применяются:

  1. Суперфлоссы. Это разновидность флоссов, которая показана для применения людям, носящим брекеты и несъемные протезы. Сочетание невощенного фрагмента и жесткого кончика с участком с более толстым губчатым волокном позволяет удалять мягкий налет с установленных конструкций.
  2. Очень жесткая щетка типа «экстра хард». Такой инструмент предназначен для очистки протезов и для людей, у которых есть склонность к повышенному образованию минерализованных отложений.
  3. Интердентальный ершик. Небольшой размер приспособления позволяет ему проникать в узкие промежутки между зубами. Часто стоматолог рекомендует приобрести 3–5 ершиков разного диаметра, поскольку щели между протезами, имплантами, мостовидными конструкциями и деснами могут быть разными. Изделие вводят в промежуток, при этом щеточка должны выйти с другой стороны. Для очистки достаточно пары движений вперед-назад.

При ношении протезов для профилактики воспаления слизистой и кариеса обязательно использование ирригатора. Только мощная струя воды способна удалить мягкий налет и пищу, которые скапливаются под съемными или несъемными конструкциями. Съемные протезы желательно 1 раз в 2–3 месяца опускать в дезинфицирующий раствор. Жидкие средства ухода без спирта должны применяться после каждого приема пищи.

Источник: AzbukaZubov.com